Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними

 

Государство нуждается в культуре
не в меньшей степени,чем культура в государстве,
потому что не столько люди управляют культурой,
сколько культура управляет людьми.
Константин Кушнер

 

О том, какова роль культуры в современном мире, в чем актуальность данной темы, какими должны быть учреждения культуры в условиях меняющегося информационного пространства, рассуждает Глава муниципального образования Сенной округ, кандидат исторических наук Наталия Владимировна Астахова.

 

– Наталия Владимировна, что, на Ваш взгляд, включает в себя понятие культура и насколько эта тема актуальна?

 – Культура пронизывает все аспекты человеческого существования. Что мы думает, что и как говорим, что едим, как одеваемся, общаемся – всё это признаки культуры. Не случайно ее называют барометром состояния жизни общества.

Недавно я прочитала книгу Соломона Волкова «Диалоги с Иосифом Бродским». Мне запомнилась фраза поэта, касающаяся проблем культуры. «За равнодушие к культуре общество прежде всего гражданскими свободами расплачивается. Сужение культурного кругозора – мать сужения кругозора политического. Ничто так не мостит дорогу тирании, как культурная самокастрация». Сказано жестко, но, по-моему, очень точно: и политическая прозорливость, и гражданская зрелость тоже входят в понятие культуры. Бытовые ее проявления оказываются лишь «вершиной айсберга».

По долгу службы мне постоянно приходится общаться с людьми. Именно доброжелательное отношение к ним помогает достичь компромисса и решить ту или иную проблему. Но как часто в жизни мы сталкиваемся с формализмом, равнодушием, нетерпимостью друг к другу, душевной глухотой! Наш мир сегодня страдает острой сердечной недостаточностью. И это тоже вопросы нашей культуры. Никакой процесс глобализации не извинит неумения цивилизованно решать конфликтные ситуации.

 

– Личное поведение – важнейший признак культуры. Но ведь есть различные специализированные учреждения – музеи, театры, кинотеатры, библиотеки, – призванные сохранять и передавать из поколения в поколение так называемую культурную память. Они ведь как-то способствуют воспитанию культуры в обществе?

– Безусловно. Но в этих учреждениях не всё просто. Остановлюсь подробнее на музеях. Совсем недавно в Карелии разгорелся скандал в связи со сменой руководителя музея-заповедника «Кижи». Назначение новым директором экс-главы Республики Карелия Андрея Нелидова вызвало негативную реакцию со стороны коллектива музея. Но ведь новый директор предлагал инвестиционные проекты, без которых нельзя называться (и быть!) современным музеем. Чтобы не было подобных конфликтов, чиновникам-руководителям стоит помнить о культуре и помогать её развитию, пока они еще занимают высокие посты и реально могут помочь. Как создать такой музей, где были бы сохранены и научный подход в работе, и традиции, и кадры, но при этом он был бы интересен и современен своими инновациями?

Надо признать, что новое время диктует свои права и неумолимо меняет облик информационного пространства. В современном музее на смену экскурсоводу приходят цифровые технологии. Аудиогиды, интерактивные панели, мобильные приложения – всё это позволяет работать с каждым отдельным посетителем, который выбирает информацию, интересную только для себя самого. Экскурсия по современному музею должна превратиться в увлекательное приключение. Только так можно привлечь в музей, как в хранилище артефактов культуры, нашу молодежь. Однажды мне посчастливилось побывать в Центральном национальном музее Исландии в Рейкьявике. 1200-летняя история страны там рассказывалась не только с помощью обычных археологических экспонатов, но и с использованием последних мультимедийных достижений. В небольшом двухэтажном здании можно было при желании провести сутки. Возле каждого экспоната – монитор. Есть возможность посмотреть документальные хроники, слайды, исторические ретроспективы или реконструкции, изучать документы, слушать аудиогида на английском или исландском языках. Вот это научно грамотно обустроенный музей. Причем информация подана так, что даже человек, не знающий исландский, но владеющий английским, может все понять. Этот музей интересен для любого человека, не только для меня, как историка. Даже если человек не хочет глубоко погружаться в историю Исландии, он удовлетворится имеющейся информацией.

Точно такой же музей я видела в Рязани, в Рязанском кремле. Посетители здесь имеют возможность освоить информационный материал в формате представленных интерактивных игр. В нашем родном Петербурге мультимедийным оборудованием снабжены уже почти все цен- тральные музеи – это и Эрмитаж, и Музей истории религии, и Музей художественного стекла, и Музей связи имени А.С. Попова. В современных музеях научный подход, безусловно, должен быть сохранен, но формат музейного пространства нуждается в изменениях. Нельзя нам сейчас жить по старинке. Мир меняется, и необходимо двигаться вперед.

Что же касается других учреждений культуры – театров, кинотеатров, то и они должны идти в ногу со временем. Но там подчас возникают другие проблемы, связанные, например, с содержанием и способами подачи репертуара. Об этом сейчас много говорят. Считаю правильным введение требования обязательного указания возрастного ценза той или иной постановки. Но данная мера представляет собой попытку решить только один аспект – морально-этический – и не является панацеей от откровенной халтуры и безвкусицы. Формирование умения отличать прекрасное от безобразного тоже, кстати, часть культуры.

 

– То есть не всё может решить государственная политика?

– В стагнации развитие невозможно, будь то музей, театр или библиотека. Здесь, конечно, очень важна деятельность руководящего состава учреждений культуры и материально-техническая (да и законодательная) помощь со стороны государства. Но при этом мысли о культуре как о главной составляющей нашей жизни не имеют предела для человека думающего. Пока каждый из нас не уяснит простой истины, что в вопросах культуры нужно начинать с себя, мы не сдвинемся с мертвой точки! Можно требовать от властей города чистоты и порядка на улицах, но вот чистота в собственном доме и собственных мыслях зависит только от самого человека.

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.