Уважаемые участники слушаний!

 

15 октября исполнилось 30 лет со дня принятия Европейской хартии местного самоуправления. В преамбуле Хартии, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году, говорится о том, что местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя, и что органы муниципальной власти должны пользоваться значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций. О важнейшей экономической основе местного самоуправления -  средствах местных бюджетов пойдет речь сегодня.

Несмотря на то, что органы местного самоуправления самостоятельны, не входят в систему органов государственной власти, в силу особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения, одним из которых является Санкт-Петербург, Закон Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период является основополагающим для разработки местных бюджетов, составления прогнозов и программ развития.

Муниципальная составляющая проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»  разработана с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», а также положений Закона Санкт-Петербурга «О формах, порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга из бюджета Санкт-Петербурга». Как и в предыдущие годы, работа над муниципальной составляющей проекта городского бюджета была направлена на решение двух основных задач:

- выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований для решения вопросов местного значения,

- финансовое обеспечение в полном объеме переданных для исполнения органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга.

Перечень основных источников доходов местных бюджетов остается неизменным на протяжении многих лет. В 2016 году основными источниками собственных доходов местных бюджетов вновь станут налоговые источники, а именно:

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по единому и дополнительным дифференцированным нормативам отчислений от сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга,

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 45 процентов от сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга,

 - налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения по нормативу 45 процентов от сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга;

- налог на имущество физических лиц.

 

Из неналоговых источников доходов местных бюджетов можно выделить штрафы за административные правонарушения в области благоустройства и предпринимательской деятельности, штрафы за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, и средства, составляющие восстановительную стоимость зеленых насаждений, произраставших на территории зеленых насаждений внутриквартального озеленения.

Бюджетное выравнивание, как и раньше, будет осуществляться путем зачисления в местные бюджеты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по единому и дополнительным дифференцированным нормативам отчислений от сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга. Единый норматив отчислений по данному налогу остается неизменным и составляет 10% от сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга. Как и в 2015 году, дополнительный дифференцированный норматив для муниципальных образований, расположенных в границах Адмиралтейского района, проектом бюджета Санкт-Петербурга не предусмотрен.

В целом по прогнозам Комитета финансов в 2016 году объем собственных доходов местных бюджетов 111 внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга составит 8 100 301,8 тыс. руб. Если сравнивать эти цифры с собственными доходами городского бюджета, то объем собственных доходов местных бюджетов 111 муниципалитетов в 2016 году составляет 1,95% от объема собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга. В 2017 году объем собственных доходов всех местных бюджетов составит 8 602 491,1 тыс. руб., в 2018 году – 7 187 366,0 тыс. руб. Снижение объемов собственных доходов в 2018 году связано с планируемой отменой налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований из бюджета Санкт-Петербурга в 2016-2018 годах будут предоставляться в следующих формах:

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов;

- субвенции на исполнение органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга.

Отметим, что представленный на слушания проект бюджета Санкт-Петербурга на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов не предполагает предоставление муниципальным образованиям еще одного вида межбюджетных трансфертов – субсидий. Надеемся, что в процессе рассмотрения и утверждения  законопроекта в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга депутатами петербургского парламента будут предложены и приняты поправки, и ряду муниципалитетов, в том числе муниципальным образованиям Адмиралтейского района, будут предоставлены субсидии из городского бюджета на реализацию социально значимых программ. Крайне необходимо предоставление дополнительных финансовых средств муниципальному образованию Коломна,  где в настоящее время складывается следующая ситуация. По прогнозам Комитета финансов среди муниципальных образований Адмиралтейского района наименьший в абсолютных размерах объем собственных доходов в 2016 году ожидается в МО Семеновский и МО Коломна – 35 291,5 тыс. руб. и 35 826,6 тыс. руб. соответственно. При этом численность населения МО Коломна – 42 148 человек, а численность населения МО Семеновский – 25 213 человек. Таким образом, на
1 жителя МО Коломна приходится 850 рублей собственных доходов местного бюджета, а на 1 жителя  МО Семеновский – 1 400 рублей. В прошлом году мы уже обращали внимание на эту проблему, но, к сожалению, она до сих пор не решена.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в 2016 году составит 696 605,6 тыс. руб. Получателями этих средств в 2016 году, как и в 2015, станут бюджеты 25 муниципальных образований – муниципальных образований Адмиралтейского района среди них традиционно нет. Объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов составит в 2016 году 20 789,4 тыс. руб. Они будут предоставлены тем муниципальным образованиям, у которых суммарный объем доходов без учета межбюджетных трансфертов, за исключением дотаций, будет меньше суммы минимально необходимых расходов.

Объем субвенции на исполнение отдельного государственного полномочия по  составлению протоколов об административных правонарушениях для каждого муниципального образования Санкт-Петербурга составит 6,0 тыс.  руб., что на 400 рублей больше, чем было выделено муниципалитетам в 2015 году.

Объем субвенций на исполнение отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или переданных на воспитание в приемные семьи, зависит от количества специалистов по опеке и попечительству и от количества детей, состоящих на учете и переданных под опеку или в приемную семью соответственно. Максимальные суммы субвенций в сфере опеки и попечительства предусмотрены для МО Коломна, поскольку там больше всего детей, находящихся под опекой или переданных на воспитание в приемные семьи, кроме того, на территории округа расположено несколько социозащитных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Всего на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству для МО Коломна предусмотрена субвенция в размере
2 612,4 тыс.руб., на выплату денежных средств на содержание детей под опекой, в приемной семье  - субвенция в размере 7 784,1 тыс. руб., на выплату вознаграждения приемным родителям – субвенция в размере 4 445,0 тыс.руб.

Также проектом закона о бюджете предусмотрено выделение субвенций на исполнение отдельного государственного полномочия по организации и осуществлению уборки и санитарной очистки территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям исполнительных органов государственной власти. Но этим отдельным государственным полномочием наделены только муниципальные образования, расположенные в границах Колпинского, Кронштадтского, Курортного, Петродворцового, Петроградского, Пушкинского районов. Муниципальным образованиям Адмиралтейского района государственное полномочие по организации и осуществлению уборки и санитарной очистки территорий не передано.

Подводя итог анализу доходной части местных бюджетов, хочется обратить внимание на следующий факт. Ежегодно комитетом финансов Санкт-Петербурга утверждаются перечни внутригородских муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышает 5, 20 и 50 процентов объема собственных доходов. Бюджетным кодексом к муниципальным образованиям, попавшим в эти перечни, устанавливаются дополнительные требования, касающиеся расходования бюджетных средств. Согласно распоряжению Комитета финансов от 29 сентября 2015 года в 81 муниципальном образовании из 111, то есть в 73% петербургских муниципалитетов - доля дотаций и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5% собственных доходов местного бюджета, в 70 муниципальных образованиях – указанная доля превышала 20%  собственных доходов, а почти в четверти муниципальных образований - в 27 муниципалитетах  – эта доля составляет более 50 % собственных доходов. Эти цифры свидетельствуют о необходимости перемен в сфере местного самоуправления, результатом которых должна стать финансовая самостоятельность, экономическая независимость муниципалитетов от органов государственной власти.

Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно на протяжении многих лет в своих выступлениях подчеркивал, что обеспечение финансовой самостоятельности муниципалитетов - задача стратегического порядка. В статье «Демократия и качество государства» он прямо говорит о том, что «…муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от "подачек сверху", которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути — лишают смысла само существование муниципального уровня власти».

В Санкт-Петербурге на протяжении всех 17 лет существования местного самоуправления сохраняется тенденция, когда совокупный доход местных бюджетов 111 муниципальных образований не достигает уровня даже 2-х % от доходов городского бюджета. Но только преодоление этого порога, рост доходов местных бюджетов способен дать существенный импульс развитию местного самоуправления на качественно новом уровне. И в силах исполнительной и законодательной власти изменить текущую ситуацию.

Одним из вариантов решения этого актуального вопроса может стать повышение размера единого норматива по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Сейчас единый норматив равен 10% от сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга. Если размер единого норматива увеличить до 20%, экономическая самостоятельность муниципалитетов повысится, а процент муниципалитетов, в которых доля дотаций достаточно высока по отношению к собственным доходам, снизится. Тем самым будет решена важнейшая стратегическая задача в сфере развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

 

Проектом закона Санкт-Петербурга о бюджете определен перечень расходных обязательств муниципальных образований Санкт-Петербурга, составленный в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Приоритетным направлением расходования средств местных бюджетов является благоустройство дворовых территорий. Каждый год во дворах благодаря заботам муниципалитетов появляется новый асфальт и тротуарная плитка, современное детское игровое и спортивное оборудование, обустраиваются полноценные зоны отдыха, зеленые уголки, стильным украшением становятся топиарные фигуры.  Создание комфортных условий для проживания граждан – наша важнейшая задача.

2015 год прошел под девизом «Никто не забыт!». В год 70-летия Великой Победы в муниципальных образованиях организованы и проведены праздники под открытым небом, концерты для ветеранов, уроки мужества, встречи молодежи с героями войны. При активном участии органов местного самоуправления прошли торжественные церемонии вручения юбилейных медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Масштабным событием, приуроченным к юбилею Победы, в МО Сенной округ стало театрализованное представление «Улицы Героев» с пробегом ретро-автомобилей по территории округа. На трех площадках: у стелы воинам Октябрьской дивизии народного ополчения, у дома №3а по улице Ефимова и во дворе дома 20 по переулку Гривцова были развернуты экспозиции, оформленные в стиле военного времени, прошли театрализованные представления, отражающие разные периоды войны, звучали мелодии и песни военных лет. По улицам округа проехала колонна  военных автомобилей с ветеранами.

 В 2015 году в муниципальных образованиях продолжилась реализация проектов в сфере организации досуга жителей, были организованы и проведены праздничные мероприятия. В сложных экономических условиях мы делаем все возможное, чтобы проводить интересные, разноформатные мероприятия на традиционно высоком уровне при минимально возможном расходовании бюджетных средств. Так, в июне в МО Сенной округ прошла игра по станциям «К книге и чтению через досуг и общение», приуроченная к Году литературы. Знаковое мероприятие было организовано и проведено силами сотрудников муниципального образования без привлечения сторонних организаций, бюджетные средства потрачены лишь на закупку необходимого инвентаря для проведения конкурсов и призы победителям и участникам.

Работа органов местного самоуправления муниципальных образований Адмиралтейского района заслуженно снискала высокую оценку. Мы, как и прежде, намерены воплощать в жизнь новые интересные проекты. Уверены, что жители поддержат наши начинания. Вместе созидая, мы сможем достичь главной цели – чтобы каждый житель округа, каждый житель района чувствовал себя истинным петербуржцем, гордился тем, что живет в сердце самого прекрасного города, чтобы его жизнь была комфортной, безопасной, интересной.

Спасибо за внимание!

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.