В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под первичной профилактикой подразумевается работа специалистов: педагогов, медиков, психологов с организованными детскими коллективами по мотивации на здоровый образ жизни. Профилактическая работа должна способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств, психологических свойств, которые способствуют развитию личного превентивного ресурса и обеспечивают уверенное позитивное поведение подростков.

Личный превентивный ресурс (ЛПР) – это комплекс способностей человека, которые позволяют обеспечивать психическое, соматическое и социальное благополучие, создает условия для самореализации в социальной среде.

 Комплексное представление о здоровье подростка и успешной социализации связано с развитием следующих потенциалов личности: интеллектуального, личностного, эмоционального, физического, социального, творческого и духовного. Формирование личного превентивного ресурса школьников одна из основных задач профилактики девиантного и зависимого поведения. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для развития личного превентивного ресурса школьников, что позволит решить многие проблемы подросткового возраста. Результаты многолетних работ психологов в школьных коллективах свидетельствуют о том, что, чем раньше начинается профилактическая психологическая работа с детьми, тем более эффективны ее результаты.

В связи с этим, специалистами ГБУ ДО ЦППС на протяжении нескольких лет проводится мониторинг ЛПР школьников четвертых классов, что является важным источником изучения семейной ситуации и обстановки в школьной среде. Такие исследования способствует выявлению детей группы риска со сниженным ЛПР, которые склонны к формированию девиантного и зависимого поведения. Эти дети требуют повышенного внимания специалистов, организации и проведения индивидуальных и групповых занятий с педагогами и психологами.

Анализ результатов мониторинга выявил, что около половины опрошенных детей просыпаются утром активными и бодрыми, они редко болеют и пропускают занятия в школе. Во время нахождения дома большинство детей чувствуют себя спокойно, у них хорошее настроение. В свободное время дети любят гулять на свежем воздухе, проводить время со сверстниками и с семьей. Досуг дети проводят разнообразно: большинство опрошенных школьников достаточно много занимаются спортом, любят играть на компьютере, занимаются творческими видами деятельности: музыкой, рисованием, танцами. Большинство опрошенных детей ценят и выбирают здоровый образ жизни, полезную и здоровую пищу. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что в школе около 60% детей чувствуют себя уверенно и спокойно, редко испытывают тревогу, страх в общении с педагогами и посторонними.

Однако проведенное исследование выявило, что около трети опрошенных детей имеют недостаточный личностный ресурс для формирования навыков позитивного поведения и развития успешной личности. Эти дети испытывают тревогу в семье и в школе, много болеют, пропускают занятия в школе, не имеют организованного досуга, чувствуют себя неуверенно в трудных ситуациях. Необходимо проведение индивидуальных и групповых занятий этих детей со специалистами-психологами по формированию установок на здоровый образ жизни, развитие личного превентивного ресурса, профилактику девиантного, зависимого поведения.

 

Романченко И.А. Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования центр психолого–педагогического
сопровождения Адмиралтейского района Санкт-Петербурга,
методист, канд. биол. наук

 

Информация для родителей и педагогов: запись детей на консультацию к специалистам центра психологам и логопедам осуществляется по телефону:314-43-77, адрес ГБУ ДО ЦППС: ул. Садовая, 50-б, литер Б.

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Военная служба по контракту