Любой из нас слышал фразу, что пожар легче предупредить, чем потушить. Однако понимание того, что профилактика является важной составляющей борьбы с пожарами пришло не сразу. Созданию Государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области обеспечения пожарной безопасности.
Пожары во все времена были одним из самых страшных бедствий. Еще в 11 веке появились первые противопожарные правила, и на законодательном уровне была определена ответственность за поджоги и несоблюдение мер безопасности при пользовании огнем. Одним из событий, ставших фундаментальными в становлении ГПН, стал Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 17 апреля 1918 года, в котором отмечалась необходимость планомерного проведения противопожарных мероприятий.
18 июля 1927 года вышло Постановление ВЦИК (СНК РСФРС) о создании государственного пожарного надзора, призванного осуществлять контроль состояния пожарной безопасности во всех коммунальных, ведомственных и общественных организациях. В 1966 году все пожарные подразделения были подчинены Министерству Внутренних дел. А через 11 лет, в 1977 году, постановлением Совета Министров было утверждено «Положение о государственном пожарном надзоре в СССР». В 1979 году приказом МВД СССР было введено «Наставление по организации работы органов государственного пожарного надзора». Оба документа определили обеспечение противопожарной защиты городов и других населенных пунктов, а также объектов народного хозяйства важнейшей государственной задачей.
Сегодня федеральный пожарный надзор претерпел массу изменений. Одной из важных вех его развития, является вхождение пожарной охраны в состав МЧС России в 2002 году. Стали меняться нормативные документы, порядок проведения надзорных и профилактических мероприятий. Сотрудники государственного пожарного надзора были выведены из состава государственной противопожарной службы в отдельное подразделение, выполняющее задачи по предупреждению пожаров. В результате экономического роста в стране стали появляться всё более сложные и современные, с технологической точки зрения объекты. Возросли и требования к сотрудникам, осуществляющим контрольно-надзорные функции в области пожарной безопасности. В органы Федерального государственного пожарного надзора перешли функции по надзору в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Специфика Министерства требовала проводить работу по недопущению любых чрезвычайных ситуаций, связанных не только с пожарами.
2021 год внес кардинальные изменения в государственный подход к осуществлению надзора. Большая часть проводимых мероприятий перешла из надзорной области в профилактическую. Основной акцент сместился на знания и умение граждан соблюдать требования пожарной безопасности. Появилось разделение объектов на категории рисков, что позволило уйти от тотальных ежегодных проверок одних и тех же предприятий. Всё это сопровождается бурным развитием и использованием в повседневной деятельности инспекторов автоматизированных аналитических систем, работы в специализированном программном обеспечении. Это требует от сотрудников постоянной самоподготовки, развития своего профессионального уровня.
Результаты надзорно-профилактической работы, как правило, не видны на первый взгляд, но вся её важность и нужность отражена в первом слове девиза МЧС России: «Предупреждение, спасение, помощь». Предотвратил беду – значит уже спас чье-то имущество, здоровье или жизнь. И эта нелегкая задача полностью лежит на плечах сотрудников государственного пожарного надзора.