Управление Росреестра по Санкт-Петербургу продолжает публикацию ответов на вопросы о кадастровом учёте, поступившие в ходе проведения мероприятий в апреле - месяце кадастрового учёта.

Предлагаем вашему вниманию серию ответов на распространенные вопросы о кадастровом учёте недвижимости: часть 4 «жилые дома».

Вопрос: Как я могу поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на жилой дом?

Ответ: В настоящее время на территории Российской Федерации действует уведомительный порядок строительства, установленный ст. 51.1, 55 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1.2 ст. 19 Закона о регистрации.

Перед началом строительства Вам - застройщику – требуется направить в органы исполнительной власти (в Петербурге - в районную Администрацию по месту нахождения земельного участка) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома для проведения проверки на соответствие градостроительному регламенту.

После получения уведомления о соответствии параметров планируемого объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке можно начинать строительство жилого/садового дома.

По окончании строительства районная Администрация проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенного объекта действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства. И подтверждает это уведомлением о соответствии построенного объекта градостроительному регламенту и направляет технический план и заявление о государственном кадастровом учете и государственную регистрацию права застройщика в адрес регионального управления Росреестра.

Более подробный регламент оказания государственной услуги, утвержден распоряжением Правительства Санкт-Петербурга №18-р/19 от 07.08.2019 «Об утверждении административного регламента администрации Района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной Услуги по направлению уведомлений, предусмотренных пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов» https://gsnspb.ru/upload/iblock/0f0/0f05a5e2b5d8c454d34c66b4a6d72601.pdf

При этом до 01.03.2031 в рамках так называемой «дачной амнистии 2.0» территориальными органами Росреестра осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация права без соблюдения требований, установленных ст. 51.1, 55 Градостроительного кодекса РФ.

Вопрос: Какие документы необходимы для осуществления кадастрового учета и регистрацию права на жилой дом в «упрощенном порядке»?

Ответ: Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом/садовый дом в орган регистрации необходимо предоставить только технический план и документы, подтверждающие оплату государственной пошлины в размере 350 рублей.

При этом в пределы правовой экспертизы входит проверка соответствия назначения, разрешенного использования созданного объекта недвижимости виду разрешенного использования земельного участка, ограничениям, установленным в зонах с особыми условиями использования территории, предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом и правилами землепользования и застройки.

Не входит в пределы правовой экспертизы соответствие минимальным отступам от границ земельных участков. При этом Управление Росреестра по Санкт-Петербургу рекомендует в противопожарных целях соблюдать отступы от границ смежных земельных участков!

Вопрос: Могу ли я поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на хозяйственную постройку, баню, гараж на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства?

Ответ: В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется выдача разрешения для осуществления строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

При необходимости и желании Вы можете представить документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на хозяйственные постройки, бани, гаражи. Для этого в орган регистрации необходимо предоставить только технический план и документы, подтверждающие оплату государственной пошлины в размере 350 рублей.

Вопрос: Мы с соседями (другой семьей) живем в одном жилом доме. Мы хотим признать нашу часть жилого дома - домом блокированной застройки. Какие документы необходимо предоставить?

Ответ: В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 30.12.2021 №476-ФЗ блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона №476-ФЗ), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со дня вступления в силу Федерального закона №476-ФЗ признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.

В соответствии Градостроительным кодексом РФ, в редакции действующей до Федерального закона №476-ФЗ регулировалось строительство следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона №476-ФЗ, жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с Федеральным законом №476-ФЗ в целях устранения правовой неопределенности, возникающей при отнесении здания к многоквартирному дому или дому блокированной застройки, изменен правовой режим объектов капитального строительства, определяя, что дом блокированной застройки является видом жилого дома (пояснительная записка к проекту Федерального закона №1246345-7).

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона №476-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в ЕГРН были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в орган регистрации с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости.

Таким образом, Федеральный закон №476-ФЗ не предполагает раздел жилого дома или изменение вида объекта недвижимости: помещения в многоквартирном доме на здание. Указанным законом изменен правовой режим многоквартирного дома, состоящего из нескольких блок-секций, строительство которого осуществлялось в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Такие блок-секции признаны жилыми домами.

Таким образом, если здание создавалось как дом блокированной застройки, и зарегистрировано право собственности на помещение в таком здании, органом регистрации осуществляется внесение сведений в связи с приведением вида объекта недвижимости в соответствии с Письмом Росреестра от 28.03.2022 N 14-2287-ТГ/22 «О реализации статьи 16 Федерального закона от 30.12.2021 №476-ФЗ».

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.