В настоящее время одним из наиболее вредных обществу явлений, признанных реальной угрозой  существования  государства, является коррупция. Как опухоль поражает она не только государственные властные институты, но и само общество, искажая и разрывая общественные связи, делая невозможным законное и естественное функционирование  и властных структур и субъектов коммерции   самого разного вида.  Поэтому борьба с коррупцией входит в число приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов. Но и само общество должно осознать особую важность борьбы с коррупционными проявлениями и активно противодействовать этому явлению, в том числе и в непосредственном взаимодействии с правоохранительными органами.

Именно с этой целью в 2008 году был впервые издан  Федеральный закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором подробно разъяснены основные виды коррупционных проявлений, а также основные направления борьбы с ними.

На законодательном уровне указано, что коррупция это не только преступные действия представителей органов власти, такие же преступления совершаются в сфере коммерции, в том числе размещения государственного заказа, оказания различных услуг. При этом преступления совершают не только лица, обличенные властными полномочиями, но и сами «простые» участники общественных отношений, а также руководители коммерческих организаций.

Пункт «а» части 1 статьи 1 указанного Закона гласит: коррупция- это  злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. 

Что же касается непосредственно деятельности правоохранительных органов, то для подразделений полиции основной вид борьбы с коррупцией- это выявление, пресечение  и раскрытие коррупционных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

В первую очередь это  взяточничество:  ст.  290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве), ст. 291.2 (мелкое взяточничество) УК РФ и коммерческий подкуп.

Статья 290. «Получение взятки» определяет взятку как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Санкция данной статьи предусматривает наказание от штрафа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок, до лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом.

При этом должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности и наличие иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

Статья 291. Предусматривает ответственность за дачу взятки, то есть за действия лица не наделенного властными полномочиями, но также совершающего преступление по передаче незаконного вознаграждения  должностному лицу.   Санкция данной статьи предусматривает наказание аналогичное получению взятки - от штрафа до лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом.

Статья 291.1.  Предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Санкция статьи предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.

Гражданам и должностным лицам следует знать, что частью 5 статьи 291.1 УК РФ предусмотрен самостоятельный состав преступления - обещание или предложение посредничества во взяточничестве. То есть законодатель признает даже слова о намерениях участия в совершении коррупционного преступления общественно опасным и наказуемым деянием.

За обещание посредничества во взяточничестве предусмотрено наказание до семи лет лишения свободы со штрафом.

Статья 291.2. предусматривает ответственность за мелкое взяточничество- в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

Санкция данной статьи предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы на срок до трех лет.

При этом к субъектам данного преступления относятся не только должностные лица органов власти непосредственно имеющие властные полномочия в отношении обычных граждан,  но (согласно примечанию к ст. 285 УК РФ) к ним относятся все должностные лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления.

Таким образом, руководители коммерческих предприятий, прямо или опосредованно принадлежащих государству, также подлежат уголовной ответственности за указанные преступления.  

Что же касается должностных лиц коммерческих организаций, не имеющих отношения к деятельности государства, то для них уголовная ответственность  предусмотрена за аналогичные преступления:

- ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» (в коммерческой или иной организации),

- ст. 204 «Коммерческий подкуп»,

- ст. 204.1 «Посредничество в коммерческом подкупе» (в том числе предусматривает ответственность за обещание или предложение такого посредничества»,

- ст. 204.2. «Мелкий коммерческий подкуп».

Гражданам также необходимо знать, что при совершении преступлений, предусмотренных статьями 291, 291.1, 291.2, 204, 204.1. УК РФ предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности.         

В примечаниях к статьям 291 и 204 УК РФ содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку. К числу этих условий относятся: активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, наличие вымогательства взятки со стороны должностного лица либо добровольное сообщение о даче взятки после совершения преступления органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Действия граждан при вымогательстве взятки должны заключаться в незамедлительном уведомлении правоохранительных органов о совершенном факте.

В случае если Вам стало известно о совершенных или подготавливаемых коррупционных преступлениях необходимо незамедлительно: в органы внутренних дел или подразделения ФСБ, в которых для этого созданы подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

Также возможно обратиться в подразделения Следственного комитета и прокуратуры. Но эти органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые зачастую необходимы для пресечения коррупционных действий.

В случае, если взятку вымогает сотрудник правоохранительного органа, то можно обратиться в подразделение собственной безопасности данного правоохранительного органа либо к руководителю данного органа.

В УМВД России по Адмиралтейскому району СПб по данным вопросам целесообразно обращаться в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (пер. Советский д.9), в дежурную часть или к руководителям управления.

Старший юрисконсульт  

УМВД России по Адмиралтейскому району г. СПб 

Войнова Ю.В.

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Военная служба по контракту