Буллинг – проблема травли детей  в школах

 

Буллинг (от англ. bullying задирание, травля) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (преимущественно коллектива школьников или студениов, реже коллег), со стороны других учащихся.

 

20 сентября очередной раз Россию потрясла трагедия, связанная с массовым убийством сотрудников и учащихся  учебного  заведения, совершенным учащимся. А  18 октября шестиклассник одной из школ Пермского края принес в школу ружье и произвел несколько выстрелов, на этот раз жертв удалось избежать. В связи с этим руководством страны принимаются меры, направленные в первую очередь на  повышение эффективности контроля за оборотом оружия, а также повышения уровня безопасности объектов образования.

При этом необходимо отметить, что основой безопасности общества является  психическое здоровье и равновесие его индивидов. В ходе исследований, проведенных в США, где школьные «шутинги» уже стали насущной проблемой, установлено, что совершившие их подростки в основном  имели проблемы  социальной адаптации, сталкивались с насилием в семьях и травлей в школах. Вопрос здорового и гармоничного развития подростков, недопущения длительных психотравмирующих ситуаций, которые в дальнейшем могут стать  причинами суицидов или нападений на окружающих, в том числе «шутингов», как никогда остро стоит перед сотрудниками образовательных учреждений, в первую очередь именно школ, которые являются важнейшими факторами формирования личности учащихся. 

В этой части школьная педагогика должна быть ориентирована не только на обучение, но и на регулирование отношений, на воспитание подрастающего поколения.

Дети в силу различных возрастных и физиологических особенностей, обусловленных несформированной психикой, давлением среды, учебной нагрузкой, и влиянием изменчивого гормонального фона, особенно в пубертатный период, чаще всего проявляют агрессию и нетерпимость по отношению к сверстникам. Избиения, угрозы, преследования, как в реальной жизни, так и удаленно с помощью компьютерных технологий, издевательства могут превратиться  в опасную эпидемию, угрожающую жизни и психическому здоровью школьников. Дети не могут уйти от этого самостоятельно, и иногда это приводит к тяжелым последствиям. 

Травля может происходить эпизодически или регулярно. Это может происходить ежедневно, еженедельно или ежемесячно.  Запуганный и дезориентированный ученик может не сообщать о подобных фактах. Часто учителя и сотрудники школы могут не реагировать на инцидент. Фактически, могут даже не уловить первые несколько актов травли.

Администрациям школ необходимо найти способы снижения таких проявлений. В первую очередь это предполагает информированность всех учителей и сотрудников школы об особой важности предотвращения издевательств над учениками, если таковые имеют место быть. 

Во всех школах должно быть единое понимание опасности такого явления как травля. Учителям важно говорить об этом с детьми, с целью профилактики подобного поведения среди учеников. Как правило это повторяющиеся действия, даже если учителя наблюдают за ним впервые, часто жертвами становятся одни и те же учащиеся. Травля проявляется в различных формах, таких как психологическое насилие: угрозы, обзывание, отстранение от других, запрещение другим идти туда, куда они хотят или делать то, что они хотят, сплетни, бойкоты, и как агрессивные проявления:  толчки, удары и иные формы физического насилия. Очень важно поговорить с жертвой о том, что произошло, и были ли случаи в прошлом. Важно вовлечь в это родителей, психологов и постараться нейтрализовать конфликты, которые могли привести к травле.

Немного более сложной для выявления, но не менее острой проблемой современности является кибербуллинг - это использование любого электронного устройства для преследования, запугивания или издевательства, иначе говоря, насилие в цифровом пространстве. Это могут быть тексты, электронные письма, видео, а также сообщения в социальных сетях. Когда дело доходит до кибербуллинга, школы должны уделять особое внимание усилиям по предотвращению подобных явлений. Инструментами борьбы с подобными проявлениями в школе может быть как полный запрет использования гаджетов учениками на территории школы, так и ограничение, например, на пользование мобильным интернетом, использование приложений для аудио и видеозаписи. При этом, так как любой запрет для детей имеет обратный эффект стимулирования интереса, одновременно с этим учителям стоит квалифицированно доводить до школьников информацию о кибер-угрозах, обсуждать эти темы, задавать вопросы с целью выявления фактов деструктивного влияния на школьников со стороны «виртуальных друзей».

В вопросе выявления травли безусловно, в первую очередь должны быть заинтересованы и задействованы родители, но роль педагогов является не менее важной, от того, что они обладают соответствующей  квалификацией.

Случается так, что учитель невольно может сам спровоцировать травлю в отношении ребенка. Когда учителя и сотрудники школ прилюдно критикуют ученика (а тем более его родителей), они выносят приговор этому ребенку, настраивая коллектив класса против него, что может вызвать проблемы в будущем. Любой негативный комментарий может повлечь отрицательное внимание к ученику со стороны сверстников и стать причиной для травли.

Иногда травля может быть ответной реакцией на аналогичное поведение сверстников. Чтобы решить проблему, необходимо работать не только с инициаторами травли, а также с его ближайшим окружением (микроколлективом).

Важно убедить подростка, который устраивает травлю, что такое поведение является неправильным, разъяснить, почему это неправильно и каковы последствия такого поведения. Еще важнее убедить в этом его ближайшее окружение, тех для чьего пассивного одобрения травля совершается. Если такое поведение будет повторяться, необходимо  привлекать родителей.  

Школьникам необходимо указать и разъяснить  правила поведения и последствия их нарушения.  Правила должны быть ориентированы на уважение, ответственность и безопасность. Правила должны включать в себя эти жизненно важные компоненты и применяться к каждой ситуации для всех на постоянной основе. 

Важно ввести систему поощрений за хорошее поведение в классе. Не многие педагоги отмечают и закрепляют хорошее поведение, потому что оно является само собой разумеющимся. Когда ребенок постоянно попадает в неприятности, то «поймать его на хорошем» - это позитивный момент и подкрепление. Указание на хорошее поведение подтверждает и укрепляет это поведение. Таким образом, у ученика будет больше шансов снова проявить положительное поведение. Точно так же, как установление четких правил и обеспечение соблюдения этих правил, закрепление хорошего поведения даст учащимся четкие позитивные ориентиры.

Важно использовать индивидуальную обратную связь и не делать публичных выговоров. Помогайте школьникам исправить свое поведение. Помогите им понять, что нарушение правил приводит к негативным, а порой и ужасающим последствиям. Следование этим советам может помочь уменьшить агрессивное поведение, помогая учащимся лучше принимать положительное и с меньшей вероятностью проявлять отрицательное поведение.

Когда учителя открыто общаются со своими учениками, их ученики будут чувствовать себя более расположенными для разговора о своих проблемах, включая вопросы, связанные с травлей. Встречи в классе - один из способов наладить такое общение. Классные собрания и внеклассные мероприятия  дают учащимся возможность поговорить о школьных проблемах, выходящих за рамки школьной программы. Эти встречи могут помочь учителям и родителям оставаться в курсе того, что происходит в школе и в жизни ребенка. 

Школьники хотят знать, что их действительно слушают и могут помочь. Им нужно чувствовать себя значимыми, чтобы поговорить со своими учителями один на один, особенно если они чувствуют, что над ними издеваются.  Важно не умалчивать о проблеме. Необходимо побудить учителей и школьный персонал сообщать о происшествиях, связанных с травлей. Таким образом, школа может обеспечить защиту учащихся и предотвратить повторение таких проявлений. 

В жизнь детей вовлечены многие люди. Все они оказывают влияние. Когда эти люди работают вместе, можно добиться значимых позитивных изменений в жизни ребенка. Общение с родителями о поведении их ребенка - независимо от того, виновен ли их ребенок в агрессивном поведении, является жертвой или свидетелем такового, может быть непростым. Учителям и администрации школы необходимо установить взаимопонимание с родителями своих учеников.

Информирование родителей об оценках, друзьях, поведении и  отношении их ребенка к школе является важным инструментом при решении проблемы поведения. Работая вместе, родители и учителя могут выработать  эффективный подход к внедрению более продуктивного и подходящего замещающего поведения.  

У некоторых родителей, возможно, были трудности со школами в прошлом, и они могут ощущать отсутствие связи и доверия к школьному персоналу. Важно показать родителям, как изменилась или меняется их школа, и что каждому ученику предоставляется возможность добиться успеха. Можно вовлечь родителей в различные мероприятия предложив им сыграть активную роль в жизни своего ребенка. Всегда можно найти значимый мотив для привлечения внимания родителей к школе. 

Важно обращать внимание на тревожные сигналы. Когда происходит травля, наиболее агрессивные ее проявления чаще всего совершаются в отсутствии взрослых.

Есть определенные зоны, где издевательства происходят чаще всего, и это, как правило, места, где взрослые редко присутствуют: коридоры, уборные, игровые площадки, спортзал, столовая, гардеробы, лестничные переходы и места под лестницей. Когда присутствует взрослый, дети чувствуют себя в большей безопасности, а агрессивное поведение менее вероятно. Взрослым важно быть бдительными и уделять все свое внимание, когда в одном месте скапливается  несколько учеников.

В большинстве случаев учителя и работники школы разбирают инциденты по мере их возникновения. При этом важно не только установить обстоятельства конкретных действий, огромное значение имеет установление причин, событий, предшествовавших активным проявлениям травли.  Издевательства редко начинаются и заканчиваются сразу. Педагогам необходимо быть настойчивыми и последовательными в том, чтобы выявлять факты травли,  останавливать, устранять последствия и наблюдать  за учащимися после инцидентов. Показать детям, что к ним действительно неравнодушны, стать для них теми, кому доверяют.

Один из способов остановить негативное поведение учеников – это открытое общение. Все сотрудники школ должны работать вместе, чтобы следить за этими проявлениями.

Для профилактики совершения активных насильственных действий  необходимо доводить до сведения школьников информацию об установленной законом ответственности, так как зачастую они не осознают, что их действия могут быть квалифицированы как преступления.

С 14 лет наступает частичная уголовная ответственность несовершеннолетних за совершение некоторых видов преступлений, предусмотренных ст.ст. 111,112,158,161,162,163,167 ч. 2, 213 ч.2, 214 УК РФ соответственно, (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (включая психическое), умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести, кража, грабеж, разбой, вымогательство, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм).

А с 16 лет наступает уголовная ответственность за совершение всех остальных преступлений, в том числе предусмотренных ст.ст. 110, 116,110.1, 117, 128.1, 282 УК РФ (как доведение до самоубийства, возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение  человеческого достоинства, побои, склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, клевета, истязание).

Информация о совершении школьниками действий, угрожающих жизни, здоровью и собственности окружающих, должна незамедлительно доводиться до правоохранительных органов.

Проявления травли возможно и необходимо снизить. Недопущение травли детей в школах является важнейшим условием создания здоровой и безопасной среды, в которой ученики смогут свободно учиться и расти, получать основные социальные навыки, становиться полноценными членами общества. 

 

 Выявление признаков травли среди подростков.

Так как основная часть действий, связанных с травлений,  совершается вне поля зрения взрослых необходимо обращать внимание на предупреждающие знаки. Задайте себе следующие вопросы:

  • Вы постоянно разнимаете одних и тех же детей?
  • Вы понимаете, что происходит?
  • Изменилось ли отношение детей?

Когда ребенок подвергается травле, существует множество различных признаков, указывающих на то, что издевательства имеют место. Учителя могут не быть свидетелями каждого происшествия, но именно поэтому необходимо привлекать других учеников, а также родителей. Необходимо обращать внимание, если у ребенка:

  • Необъяснимые травмы
  • Частые головные боли или боли в животе
  • Изменения в привычках питания
  • Проблемы со сном
  • Снижаются оценки
  • Потеря интереса к школе
  • Потеря друзей
  • Утерянные, испорченные или уничтоженные личные вещи
  • Пониженная самооценка
  • Ребенок избегает социальных ситуаций или говорит о причинении себе вреда

Это лишь некоторые из предупреждающих знаков, указывающих на то, что над ребенком издеваются. Дети редко показывают одни и те же признаки.

  • У ученика много ссор или есть друзья, которые издеваются над другими
  • Ученик становится все более агрессивным или его часто отправляют в кабинет директора
  • У ученика появились новые вещи,
  • Ученик обвиняет других в своих проблемах, отказывается брать на себя ответственность за свои действия или беспокоится о своей популярности и репутации.

 

   

Подготовлено старшим юрисконсультом

УМВД России по Адмиралтейскому району г.СПб

майором внутренней службы  Войновой Ю.В.

 

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Военная служба по контракту