В какой суд обращаться, если Ваши права как потребителя были нарушены?
На практике заведено, что потребитель, как правило, не может существенным образом влиять на то, как будет выглядеть заключаемый договор: у каждой компании есть своя заведенная типовая форма договора.
Нередко встречаются положения договоров, заключенных с потребителем, где компания устанавливает предпочтительную для себя подсудность. Например, подсудность по месту нахождения ответчика или вовсе же прямо указывает предпочтительный для себя суд.
Несмотря на то, что это прямо прописано в договоре, который потребитель и подписал, ему не нужно мириться с указанным положением дел, поскольку такая подсудность в договоре, по умолчанию, считается ничтожной (подп. 2 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
По общему правилу, у потребителя есть право по своему выбору обратиться в суд либо по месту своего жительства, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона о защите прав потребителей).
Более того, даже если юридический адрес компании находится в другом городе, а в городе потребителя только филиал, то потребитель может обратиться в суд по месту нахождения филиала, если спор вытекает из деятельности филиала (ст. 17 Закона о защите прав потребителей).
Зная эти тонкости, можно сделать судебный процесс удобным для себя и не удобным для ответчика, подав исковое заявление в суд по месту вашего жительства.
Важно, однако, отметить о необходимости также определить, какой суд подходит для вашего иска: мировой судья или районный суд. По общему правилу, алгоритм определения суда достаточно простой: если цена иска не превышает 100 тыс. рублей, то вам необходимо обратиться к мировому судье; если цена иска, напротив, превышает указанную сумму, то иск следует подавать в районный суд (ст. 23, 24 ГПК РФ).
К какому именно мировому судье относится ваш адрес проживания, можно узнать на сайте мирового судебного участка.