Когда потребитель обращается к продавцу с требованием вернуть уплаченную сумму за товар, который оказался некачественным, бывает такое, что техническая служба продавца не может сразу дать заключение, в связи с чем именно товар вышел из строя. Обычно в таких случаях компании предлагают потребителю сдать товар на проверку (экспертизу).
Реакция потребителей может оказаться разной: либо потребитель соглашается с предоставлением товара на проверку, либо потребитель отказывается и сразу обращается в суд.
В первую очередь нужно понимать, что никакие финансовые расходы за проведение соответствующей экспертизы не могут быть возложены на вас (абз. 3 п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).
Сдавая товар на проверку, вы ничем не рискуете, ведь даже если экспертиза продавца покажет, что в товаре отсутствуют недостатки или эти недостатки возникли по вашей вине, то при судебном разбирательстве можно будет заявить ходатайство о проведении независимой судебной экспертизе.
И напротив, отказывая продавцу в предоставлении товара на проверку, потребитель рискует лишиться части денежных сумм, причитающихся ему по Закону о защите прав потребителей. Речь в данном случае идет о штрафе в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Это обосновывается тем, что данный штраф взыскивается за неудовлетворение требования потребителя в добровольном порядке, а в ситуации, когда потребитель отказывается предоставить товар на проверку, фактически своими действиями он лишает возможности продавца оценить дефект товара и удовлетворить требование потребителя в добровольном порядке (п. 5 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей от 20.10.2021).
Таким образом, весьма разумным является пойти навстречу продавцу и предоставить ему некачественный товар на проверку (экспертизу), но не забудьте получить документальное подтверждения того, что ваш товар принят продавцом на проверку (экспертизу).