Законно ли условие публичной оферты при дистанционном способе продажи о возможности продавца в одностороннем порядке отказаться от договора с потребителем?

Мы уже рассказывали в марте 2023 г. о том, что условия, ущемляющие права потребителей, установленные международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей (ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей (далее – Закон о защите прав потребителей), являются ничтожными.

Тем не менее, чтобы понимать, как это действует на практике, предлагаем разобрать следующую правовую ситуацию. В нашей жизни все значимее и значимее становятся покупки через так называемые маркет-плейсы (Ozon, Яндекс Маркет, Мегамаркет, Wildberries и пр.). Имея явно более сильную договорную позицию, позволяющую навязывать свои условия потребителям, некоторые из маркет-плейсов устанавливают в своих публичных офертах (ст. 494 ГК РФ) невыгодные для потребителей условия, например: право продавца товара отказаться от оформленного покупателем заказа (с юридической точки зрения – от договора розничной
купли-продажи) в связи с отсутствием в наличии необходимого товара.

Является ли такое положение оферты законным и как быть потребителю в том случае, если он не согласен с отказом продавца?

Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Согласно п. п ст. 432 ГК РФ, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Согласно п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила), при дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.

Согласно п. 13 Правил, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Из приведенных положений следует, что если на маркет-плейсе размещена информация о товаре, содержащая основные условия будущего договора розничной купли-продажи (например, предмет,
его характеристики, цена), то в момент, как минимум, оплаты товара договор розничной купли-продажи между продавцом и потребителем считается заключенным.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Согласно п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся, в частности, условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права.

Учитывая, что действующим законодательством для продавца в отношениях с потребителем не предусмотрено право на отказ от договора в связи с отсутствием товара, установление такого права в публичной оферте является незаконным, а условие о таком праве продавца – ничтожным.

К аналогичному выводу, хотя и с немного иным толкованием, приходит и Верховный суд РФ, что отражено в п. 4 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного суда РФ от 18.10.2023: «[п]родавец не вправе включать в публичную оферту условие о возможности отмены им в одностороннем порядке оформленного заказа».

Напоследок хотелось бы привести один наглядный пример, как, казалось бы, из-за сущего пустяка, но все же из-за принципиальности позиции потребитель судился с ООО «Интернет решения» (Ozon) из-за отказа поставить ему товар, а именно: «зеленый чай листовой Greenfield Green Melissa 85 г» стоимостью 89 руб.

Дело дошло до Верховного суда РФ, где в Определении от 05.09.2023 № 7-КГ23-4-К2 судебная коллегия по гражданским делам поддержала позицию потребителя, направив дело на новое рассмотрение. В конечном счете, между ООО «Интернет решения» и потребителем было заключено мировое соглашение (Апелляционное определение Ивановского областного суда от 22.11.2023 по делу № 33-2695/2023).

Этот пример показывает, что, несмотря на явно превосходящие финансовые и правовые возможности маркет-плейсов, потребитель может смело отстаивать свои права в судах, понимая, что его права будут защищены со стороны судебной системы при наличии на то законных оснований.

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Военная служба по контракту