ТРАМВАЙ КАК ЗЕРКАЛО ПРОГРЕССА

Для Санкт-Петербурга трамвай — это не просто транспорт, доставляющий пассажира из точки А в точку Б. Он вписан в культурный код города, а производство трамваев составляет важную часть его экономики. Питерская трамвайная сеть — третья в мире про протяженности, и с ее развитием город может подняться в рейтинге.

От кучеров до вагоновожатых

Именно в Санкт-Петербурге в 1880 году инженером и изобретателем Федором Пироцким впервые в России был протестирован трамвай на электрической тяге. Однако развитию электротранспорта в то время помешали лоббистские усилия владельцев транспорта гужевого, и трамвайное движение было организовано лишь в 1907 году. А спустя 20 лет появились вагоны собственного производства.

Трамвайно-механический завод закрылся в 2012 году по причине финансовой несостоятельности. Казалось бы, производству трамваев в Санкт-Петербурге конец. Однако в 2018 году начал работу Невский завод электрического транспорта (НЗЭТ) им. Ф. А. Пироцкого — обособленное подразделение производственной компании «Транспортные системы» (ПК ТС).

Для города НЗЭТ — это рабочие места и налоговые поступления. Вагоны здесь собирают из комплектующих, произведенных на других предприятиях холдинга и сторонними поставщиками. За пять лет их выпущено более тысячи.

Как и раньше, трамваи поставляются не только для нужд самого Санкт-Петербурга, но и других городов.

В 2021 году петербургский «Горэлектротранс» (ГЭТ) представил программу развития городского электротранспорта «Сохраняя историю, движемся в будущее», рассчитанную до 2028 года.

Ею предусмотрено обновление подвижного состава (с закупкой почти 600 самых современных вагонов), модернизация сетевого хозяйства, трамвайных парков и подстанций, а также организация 15 скоростных магистральных маршрутов.

Объем инвестиций впечатляет — порядка 123 млрд рублей.

Легче легкого

В 2021 году специально для Санкт-Петербурга ПК ТС выпустила трамвай «Витязь-Ленинград» с алюминиевым кузовом вместо стального. Алюминий — легкий металл, не подверженный коррозии. За счет уменьшения веса при движении такие вагоны потребляют меньше электроэнергии: получается экономия. К тому же уменьшается нагрузка на рельсы. Дополнительный плюс — утилизация «состарившихся» трамваев: алюминий легко переплавляется и подходит для повторного использования.

Он входит в «состав» и нового трехсекционного трамвая «Невский» — двухкабинный (эдакий Тянитолкай), с дверьми по обоим бокам, вагон может работать в режиме челнока, без использования разворотных колец. А мощные аккумуляторы позволяют ему проезжать до трех километров без подключения к контактной сети.

Генеральный директор ПК «Транспортные системы» Александр Дубровкин: «Техническое задание Санкт-Петербурга на разработку и производство трамваев для культурной столицы — одно из самых сложных. Цель внедрения инноваций — обеспечение безопасности всех участников движения».

Инновационный = экономный

Общественный электрический транспорт — один из крупнейших потребителей электроэнергии. Значит, за счет его модернизации можно экономить значительные средства.

Электрический двигатель может работать в двух режимах. В первом электроэнергия преобразуется в кинетическую, заставляя трамвай разгоняться. Во втором, при торможении — наоборот. До недавнего времени второй режим у электротранспорта практически не работал: энергия просто «выбрасывалась» в атмосферу через тормозные реостаты, расположенные на крыше вагона. Для такого северного города, как Санкт-Петербург, нагревать уличный воздух, может быть, и неплохо, но расточительно.

Поэтому «Горэлектротранс» провел испытания системы накопления электроэнергии, в основе которой — суперконденсаторы, разработанные отечественной компанией «Товарищество энергетических и электромобильных проектов» (ТЭЭМП). Вырабатываемая при торможении энергия накапливается в них, а затем используется при начале движения трамвая. При этом ее расход на тягу сокращается до 47%, а в целом система позволяет дополнительно сэкономить до 25% электроэнергии, потребляемой трамваем.

В итоге Санкт-Петербург стал первым российским городом, где внедряется эффективная система использования «энергетических отходов».

Умный и еще умнее

Беспилотный транспорт — тренд настоящего времени и уже не далекое будущее.

В Санкт-Петербурге сделали ставку на подвижной состав, обладающий «умом и сообразительностью». В городе ходят трамваи, оснащенные комплексом активной помощи водителю от отечественной компании «Cognitive Technologies». Комплекс контролирует скоростной режим, отслеживает дорожные знаки и препятствия на пути; в случае необходимости подает тревожный сигнал и может самостоятельно остановить вагон. Это делает поездки более безопасными для пассажиров.

Уже сейчас на питерских улицах более 200 таких умных трамваев (такого количества нет ни в одном городе мира): наличие комплекса активной помощи водителю — обязательное условие со стороны ГЭТ к поставщикам вагонов.

Но то ли еще будет, ведь соглашение между ГЭТ, компанией Cognitive Pilot и ПК «Транспортные системы» о создании полностью беспилотного трамвая в 2026-27 годах уже подписано. Этим летом «Горэлектротранс» провел соревнования между лучшими вагоновожатыми и трамваем с ИИ-автопилотом, который уверенно получил место в первой пятерке, показав высокие результаты при выборе скоростного режима, обеспечении плавности хода и точности остановки перед светофором и стоп-линией, а также по времени, затраченному на прохождение трассы.

Однако, по мнению петербургских экспертов, вагоновожатый никогда не уйдет из трамвая: наиболее вероятно, что эта профессия трансформируется в бортинженера.

Трамвай-музей, трамвай-экскурсовод

В 1950‒60-х годах в Ленинграде выпускался любимый горожанами трамвай ЛМ-57, прозванный за свой элегантный облик «стилягой». Образ той визитной карточки города спустя полвека было решено использовать при создании винтажных снаружи и современных внутри трамвайных вагонов.

По заказу «Горэлектротранса» их изготовил завод «Уралтрансмаш»; два первых трамвая получили имена собственные в честь Достоевского и Довлатова. В них установлены интерактивные прозрачные окна-экраны «Белые ночи». Вместе с навигационной информацией они дают сведения об исторических объектах, мимо которых проходит трамвайный маршрут — к удовольствию петербуржцев и гостей города.

Губернатор Александр Беглов: «Наши ретротрамваи «Довлатов» и «Достоевский» — это только начало. У нас будет курсировать 57 таких трамваев. Это не просто экскурсионные трамваи, это маршрутные трамваи».

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.