14 марта Глава Муниципального образования Сенной округ Наталия Владимировна Астахова и депутаты пригласили жителей округа на экскурсию в Фонтанный Дом, где, с небольшими перерывами с 1924 по 1954 жила великая русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед Анна Андреевна Ахматова.
Музей находится на третьем этаже четырехэтажного садового флигеля Шереметьевского дворца, одного из прекраснейших особняков XVIII века. Над главным входом здания размещен герб графа П.Шереметева и девиз «Бог сохраняет все». Именно эти слова стали эпиграфом ключевого произведения Анны Ахматовой «Поэмы без героя». Стены этого дома были частью ее литературной вселенной и помнят хорошие, и мрачные страницы биографии поэтессы.
Экскурсия началась у дверей квартиры № 44, где каждый желающий сразу же мог прикоснуться к истории, нажав на дверной звонок и ощутив тревожную ауру ленинградской коммунальной квартиры тридцатых годов ХХ века.
В типичной прихожей петербургско-ленинградских интеллигентов все выглядит почти так же, как и много лет назад, а если включить фантазию, то в высоком зеркале, наверное, можно было даже разглядеть отражения тех, кто проходил здесь в разные годы. В начале 30-х годов квартира стала коммунальной.
В кабинете бывшего хозяина квартиры Н.Пунина, всесторонне образованного человека, увлекавшегося японской графикой, русской, французской и немецкой живописью, стоит письменный стол с зеленым сукном, на котором рукописи, книги, фотографии, а рядом – удобное кресло. На стенах висят рисунки художников В. Лебедева, П. Львова, Н. Тырсы – друзей Пунина, которому нравились и новые течения в искусстве, в том числе творчество К.Малевича и В.Татлина.
В этом кабинете, в период союза с Пуниным, Анна Андреевна работала над статьями о А.С.Пушкине, а так же собирала письма и воспоминания, составляя «Труды и Дни» Николая Гумилева – своего первого мужа, русского поэта, переводчика, литературного критика, офицера, расстрелянного чекистами в 1921 году.
Однако у Анны Андреевны не было собственной комнаты в этом доме. Поэтесса спала на диванчике в кабинете мужа, при этом в квартире проживала первая супруга Пунина А. Аренс, так же здесь регулярно останавливались его многочисленные родственники.
В столовой, которую по цвету стен называли «розовой», находился центр всей квартиры. Раньше здесь играли в шахматы, слушали патефон, собирали друзей и отмечали праздники: Рождество, Пасху, именины.
В 1929 году в квартиру переехал сын Ахматовой – Лев Гумилев, до того живший у бабушки. Так как в доме не было отдельной комнаты, то 17-летнему юноше выделили уголок в коридоре, где будущий историк спал на сундуке. Домочадцы называли этот угол «Левушкин кабинет». Юноша был недоволен условиями жизни, жаловался на холод и скудное питание.
В 1938 году, когда брак с Пуниным распался, Анне Андреевне была выделена соседняя комната, бывшая детская. В то время она перестала выходить к общему столу и почти не писала стихов. Здесь она жила до отъезда в эвакуацию осенью 1941 г. Об этой комнате сама Ахматова говорила: «самое красивое место в моей комнате – это клен за окном». Жила она замкнуто, но была окружена заботой друга – Владимира Георгиевича Гаршина. Здесь прошли 17 месяцев наполненные хлопотами о, находящемся под арестом сыне. Здесь же, после долгого молчания, она снова начала писать, называя себя потом «поэтом 1940 года». Гибель культуры как личная трагедия и личная вина – об этом был ее поэтический цикл 40-ому году.
После возвращения из ташкентской эвакуации Ахматова поселилась в соседней комнате, которая была обставлена очень скупо. Сюда к ней приходил знаток и почитатель русской поэзии, секретарь Британского посольства, ставший позднее философом и историком Исайя Берлин. Она рассказывала ему о своем одиночестве и изоляции, как в культурном, так и в личном плане, о «долгой черной ночи, надвинувшейся на нее».
В реальность поэзии А.Ахматовой посетителям музея позволила заглянуть ещё одна экспозиция, под названием «Белый зал» (по аналогии с Белым залом Фонтанного дома – одним из мест действия ее «Поэмы без героя»). Каждая из семи инсталляций этого зала отмечена строками поэтической биографии поэтессы. В ответ на движение руки посетителя высвечиваются тексты, реплики, дневниковые записи. Выбор их, а так же соседство экспонатов определяется поэтическим принципом Ахматовой – «надо знакомить слова», то есть «сталкивать» те слова, которые раньше никогда не стояли вместе, для «высекания» нового смысла. Таким образом, посетители музея получают «доступ» к прочтению глубокой поэзии одной из наиболее значимых фигур русской литературы ХХ века, Анны Андреевны Ахматовой.