1 апреля в рамках проекта «Театральные вечера в Сенном округе», реализуемого по инициативе Главы МО Сенной округ Наталии Владимировны Астаховой, жители побывали в Театре юных зрителей им. А.А.Брянцева на спектакле «Записки Поприщина» по повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего». Режиссёр-постановщик Георгий Васильев и художник Эмиль Капелюш вместе с художником по костюмам Еленой Орловой создали удивительную фантасмагорию, которую воплотили на сцене народный артист России Валерий Дьяченко и заслуженная артистка России Лиана Жвания.
Н.В. Гоголь - писатель на все времена, и то, что он написал в позапрошлом веке, не утратило актуальности и в наши дни. «Записки сумасшедшего» - это произведение, написанное им как исповедь, как рассказ героя о себе, о соблазнах, что преследуют человека и об осознании пропасти между ним и миром власти и денег, который искушает и дразнит.
В своем произведении Николай Васильевич с присущим ему сарказмом и юмором описывал попытку героя сбежать от зыбучей серости действительности в свой собственный, пусть и иллюзорный, мир.
Режиссёр-постановщик Г.Васильев представляет перед зрителями не просто жизнь в сумасшествии униженного советника, потомственного дворянина, который вынужден терпеть не замечающего его начальника, а скорее ироничное и даже весёлое путешествие по самым тайным уголкам обиженной души. Погрузившись в атмосферу спектакля, мы видим не чиновника и честолюбца, сошедшего с ума, а, прежде всего, человека. Валерий Дьяченко играет широчайший диапазон психологических состояний героя. Его Поприщин, сойдя с ума, наконец-то, обретает человеческое достоинство и распрямляет спину. Его черты преображаются, меняются манеры, и перед зрителем предстаёт красивое лицо человека, обретшего внутреннюю свободу.
После спектакля по уже сложившейся традиции у зрителей была возможность обсудить увиденное действо, поделиться эмоциями и задать интересующие вопросы актёрам.
Из первых уст жители услышали рассказ о том, как спектакль гастролировал по разным городам и странам. Однажды актерам пришлось играть в уже закрытом почтовом депо, где они задействовали движущуюся почтово-транспортную конвейерную ленту. Где-то во время спектакля артисты вынуждены были распахнуть двери и окна на улицу, и герой Поприщина вёл монолог прямо в потоке ни о чем не подозревающих прохожих.
Именно эта открытость и мобильность актёров произвела фурор на искушенного французского зрителя во время Авиньонского фестиваля в 1995 году, за что спектакль «Записки Поприщина» был признан французской прессой «сенсацией фестиваля». Известная газета «Либерасьон» написала: «Знакомство с этим спектаклем стало для многих настоящим открытием».
Конечно, наших зрителей во время беседы интересовало, как же удаётся Валерию Дьяченко так проникновенно передать состояние сумасшествия Поприщина и выучить такой сложный и объёмный текст роли. На что Валерий Анатольевич с большой любовью рассказал об основах актёрской профессии, о том, как текст «укладывается» в памяти при разборе роли с режиссёром, во время этюдов и на репетициях. При работе над ролью они с Г.Васильевым ставили целью не сыграть сумасшедшего, а проникнуть в недра уязвлённой души и донести до зрителя одиночество человека, который столкнулся с обществом, где «Табель о рангах» перекрывает полёт мысли и делает невозможным воплощение мечты. И тогда Поприщин из маленького чиновника, оттачивающего перья для начальства, вырастает в Дон Кихота, борющегося с ветряными мельницами.
Толчком к началу пробуждения становится любовь к «НЕЙ», и у героя появляются силы и вера в то, что мечта достижима! В этом ему помогает наличие героинь, воплощенных Лианой Жвания. Она, Мавра и собачка - персонажи, введенные в постановку с легкой руки режиссера. Тема любви из уст героя звучит пронзительно и нежно, здесь и благоговение к «Ней», и нетерпение к «собачке», и страсть, и ярость к «Мавре». Целый калейдоскоп чувств рождаются у Поприщина благодаря мастерству Валерия Дьяченко. Зритель смотрит, не отрываясь.
В 90-е годы Г.Васильев использовал новаторскую идею, которая сегодня стала достаточно распространенной - он сместил пространство, пересадив зрителей на сцену. Благодаря этому присутствующие на спектакле даже на физическом уровне могут ощутить замкнутость и скудность комнатушки, в которой обитает главный герой.
Когда стена «поднимается», перед зрителем визуально расширяется пространство, усиливая эффект выхода за рамки условных ограничений, как места действия, так и происходящего в сознании Поприщина. И теперь полет мысли героя, вообразившего себя «испанским королём», вместо жалости уже вызывает восхищение и финал спектакля не угнетает, а даёт надежду на лучшее время.
В завершение беседы с Валерием Анатольевичем один из наших жителей поделился своими воспоминаниями о посещении БДТ в 70-ые годы и о просмотре спектакля «История лошади». Роль Холстомера исполнял Евгений Лебедев, и игра мастера произвела на него такое неизгладимое впечатление, что он помнит об этом до сих пор. И вот сегодня «Поприщин», в исполнении Валерия Дьяченко стал для него не меньшим потрясением. Мы искренне рекомендуем всем, кто ещё не видел этот спектакль, сходить в ТЮЗ им.А.А.Брянцева.