1 апреля в рамках проекта «Театральные вечера в Сенном округе», реализуемого по инициативе Главы МО Сенной округ Наталии Владимировны Астаховой, жители побывали в  Театре юных зрителей им. А.А.Брянцева на спектакле «Записки Поприщина» по повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего». Режиссёр-постановщик Георгий Васильев и художник Эмиль Капелюш вместе с художником по костюмам Еленой Орловой создали удивительную фантасмагорию, которую воплотили на сцене народный артист России Валерий Дьяченко и заслуженная артистка России  Лиана Жвания.

Н.В. Гоголь -  писатель на все времена, и то, что он написал в позапрошлом веке, не утратило актуальности и в наши дни. «Записки сумасшедшего» - это произведение, написанное им как исповедь, как рассказ героя о себе, о соблазнах, что преследуют человека и об осознании пропасти между ним и миром власти и денег, который искушает и дразнит.

В своем произведении Николай Васильевич с присущим ему сарказмом и юмором описывал попытку героя сбежать от зыбучей серости действительности в свой собственный, пусть и иллюзорный, мир.

Режиссёр-постановщик Г.Васильев представляет перед зрителями не просто жизнь в сумасшествии униженного советника, потомственного дворянина, который вынужден терпеть не замечающего его начальника, а скорее ироничное и даже весёлое путешествие по самым тайным уголкам обиженной души. Погрузившись в атмосферу спектакля, мы видим не чиновника и честолюбца,  сошедшего с ума, а, прежде всего, человека. Валерий Дьяченко играет широчайший диапазон психологических состояний героя. Его Поприщин, сойдя с ума, наконец-то,  обретает человеческое достоинство и распрямляет спину. Его черты преображаются, меняются манеры, и перед зрителем предстаёт красивое лицо человека, обретшего внутреннюю свободу.

После спектакля по уже сложившейся традиции у зрителей была возможность обсудить увиденное действо, поделиться эмоциями и задать интересующие вопросы актёрам.

Из первых уст жители услышали рассказ о том, как спектакль гастролировал по разным городам и странам. Однажды актерам пришлось играть в уже закрытом почтовом депо, где они задействовали движущуюся почтово-транспортную конвейерную ленту. Где-то во время спектакля артисты вынуждены были распахнуть двери и окна на улицу, и герой Поприщина вёл монолог прямо в потоке ни о чем не подозревающих прохожих.

Именно эта открытость и мобильность актёров произвела фурор на искушенного французского зрителя во время Авиньонского фестиваля в 1995 году, за что спектакль «Записки Поприщина» был признан французской прессой «сенсацией фестиваля». Известная газета «Либерасьон» написала: «Знакомство с этим спектаклем стало для многих настоящим открытием».

Конечно, наших зрителей во время беседы интересовало, как же удаётся Валерию Дьяченко так проникновенно передать состояние сумасшествия Поприщина и выучить такой сложный и объёмный текст роли. На что Валерий Анатольевич с большой любовью рассказал об основах актёрской профессии, о том, как текст «укладывается» в памяти при разборе роли с режиссёром, во время этюдов и на репетициях. При работе над ролью они с Г.Васильевым ставили целью не сыграть сумасшедшего, а проникнуть в недра уязвлённой души и донести до зрителя одиночество человека, который столкнулся  с обществом, где «Табель о рангах»  перекрывает полёт мысли и делает невозможным воплощение мечты. И тогда Поприщин из маленького чиновника, оттачивающего перья для начальства, вырастает  в Дон Кихота, борющегося с ветряными мельницами. 

Толчком к началу пробуждения становится любовь к «НЕЙ», и у героя появляются силы и вера в то, что мечта достижима! В этом ему помогает наличие героинь, воплощенных Лианой Жвания. Она, Мавра и собачка - персонажи, введенные в постановку с легкой руки режиссера. Тема любви из уст героя звучит пронзительно и нежно, здесь и благоговение к «Ней», и нетерпение к «собачке», и страсть, и ярость к «Мавре». Целый калейдоскоп чувств рождаются у Поприщина благодаря мастерству Валерия Дьяченко. Зритель смотрит, не отрываясь.

В 90-е годы Г.Васильев использовал новаторскую идею, которая сегодня стала достаточно распространенной - он сместил пространство, пересадив зрителей на сцену. Благодаря этому присутствующие на спектакле даже на физическом уровне могут ощутить замкнутость и скудность комнатушки, в которой обитает главный герой. 

Когда стена «поднимается», перед зрителем визуально расширяется пространство, усиливая эффект выхода за рамки условных ограничений, как места действия, так и происходящего в сознании Поприщина. И теперь полет мысли героя, вообразившего себя «испанским королём», вместо жалости уже вызывает восхищение и финал спектакля не угнетает, а даёт надежду на лучшее время.

В завершение беседы с Валерием Анатольевичем один из наших жителей поделился своими воспоминаниями  о посещении БДТ в 70-ые годы и о просмотре спектакля «История лошади». Роль Холстомера исполнял Евгений Лебедев, и игра мастера произвела на него такое неизгладимое впечатление, что он помнит об этом до сих пор. И вот сегодня «Поприщин», в исполнении Валерия Дьяченко стал для него не меньшим потрясением. Мы искренне рекомендуем всем, кто ещё не видел этот спектакль, сходить в ТЮЗ им.А.А.Брянцева.

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Военная служба по контракту