14 апреля, в рамках программы экскурсий по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, проводимых по инициативе Главы муниципального образования Сенной округ Наталии Владимировны Астаховой и депутатов, жители округа посетили Стрельну, где,  в окружении прекрасного паркового ансамбля, находится один из красивейших дворцов пригорода Санкт-Петербурга – Константиновский.

Для своей парадной резиденции, способной удивить просвещенную Европу и затмить красотой французский Версаль, Петр I, выбрал место ещё в 1709 году. Оно находилось недалеко от столицы, на южном берегу Финского залива, между речками Кикенка и Стрелка. Однако строительство дворца началось лишь спустя шесть лет, под руководством французского архитектора Жан-Батиста Леблона. Позже в строительстве принимали участие и другие известные архитекторы, в числе которых были отец и сын Растрелли, Николо Макетти, А.Н.Воронихин, А.Н.Штакеншнейдр и др.  Дворец строился долго и трудно. 

До 1797 г. он являлся резиденцией дома Романовых, а затем, по велению Павла I, имение отошло его сыну – цесаревичу Константину. Позднее его владельцем стал сын Николая I – Великий князь Константин Николаевич.

После революции дворец был разграблен. Какое-то время в нем даже находилась школа-колония для несовершеннолетних. Конечно, все это не способствовало сохранению исторического здания. Но больше всего дворец пострадал во время Великой отечественной войны. В результате бомбежек от здания, и без того находившегося в запустении с 1917 года, остались лишь руины. Стрельнинский парк был опутан колючей проволокой, лужайки заросли бурьяном. Вплоть до 1949 года в подвалах дворца содержали военнопленных немцев. Позже здание было реконструировано для размещения в нем Арктического училища.

Возвращать дворцу былое величие и восстанавливать прилегающую к нему территорию начали лишь в 2001 году, когда его передали в Управление делами президента. На основе Константиновского дворцово-паркового ансамбля был создан Государственный комплекс «Дворец конгрессов», находящийся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации В.В. Путина. Детище Петра – «Русская Версалия»  распахнуло свои двери для гостей только в год 300-летия Петербурга. Теперь здесь регулярно проводятся всевозможные форумы и саммиты, но при этом, в свободные от государственных мероприятий дни, дворец открыт для посетителей.

Находящий на небольшой возвышенности Константиновский дворец величествен и прекрасен  в любое время года. Всего за полтора года здесь были проведены грандиозные по масштабу реставрационные работы. Дворец обрел исторические интерьеры, возродился парк со строгими линиями каналов и аллей, и в нем забили фонтаны, о которых так мечтал царь Петр.

Дворец огромен. В нём более сотни помещений. Северный фасад здания  обращен к морю, а перед Южным, на плацу, стоит памятник Петру Великому. Восточный флигель является гостевым, западный – президентским. Сегодня интерьеры Государственного комплекса «Дворец конгрессов» представляют собой уникальное сочетание «века нынешнего» и «века минувшего».

Наверное, один из самых торжественных залов дворца – Мраморный, площадь его  составляет 320 кв.м. В нем множество окон и сверкающих люстр, отражающихся в огромных зеркалах. Здесь обычно проводятся главные государственные мероприятия, награждения и концерты.

Интерьер Голубого зала – самого большого по величине, который занимает все пространство бельэтажа восточного крыла, выдержан в классическом стиле.  В нем так же проводятся конференции, симпозиумы, концерты классической музыки и переговоры на высшем уровне.

Особый интерес у наших жителей вызвал зал Бельведер, что в переводе с итальянского «belvedere», означает «прекрасный вид». Отсюда и вправду открывается великолепный вид на окрестности – Нижний парк, Финский залив, Кронштадт, Санкт-Петербург. Зал очень оригинален и напоминает корабельную палубу. При его оформлении  использовались элементы декора в морском стиле – комоды-рундуки, модели старинных парусников, шкафы с книгами и географическими атласами, глобус, украшенный  полудрагоценными камнями. В основании винтовой деревянной лестницы находится позолоченный корабельный ростр с фигурой  богини победы – Ники.

Каждое из помещений дворца интересно по-своему: Троянский зал украшают подлинники великих художников, а Итальянскую гостиную – портреты прежних владельцев дворца.

Большой интерес так же вызвала «Дворцовая кухня», включающая в себя несколько залов: Бильярдный, Фортунный покой, Трапезную и Питейную. Так как стены этих помещений были возведены ещё при Петре Великом, мастера-реставраторы воссоздали здесь любимый им «голландский» стиль XVIII века. Стены всех залов оштукатурены, в их нижней части – высокие деревянные панели, полы выложены двухцветной мраморной плиткой, в оконных рамах витражи, очаг, плита и оконные откосы декорированы «голландскими» изразцами.

Об истории дворца и его многочисленных гостиных и залах можно рассказывать долго. Мы же, совершив краткий экскурс в прошлое, поделились с вами лишь некоторыми  впечатлениями о Константиновском дворце – сокровищнице эпох, где творилась и продолжает твориться история от Петровских времен и до наших дней.

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Военная служба по контракту