21 января по инициативе Главы МО Сенной округ Наталии Владимировны Астаховой жители посетили экскурсию в Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Лестница, по которой вместе с экскурсоводом мы поднимались на 4 этаж – своего рода граница: рубеж между интерьерами самого дворца и ленинградской коммунальной квартиры 30-х годов прошлого века. Открыв дверь в квартиру № 44 мы сразу попали в типичную прихожую того времени: вешалка, саквояжи, стойка для зонтов, телефон на стене. В дореволюционные времена коридоры и кухня предназначались для слуг, а в советское время они стали местом обитания жильцов.

Анна Ахматова впервые пришла в эту квартиру 19 октября 1922 года. Об этом в дневнике хозяина квартиры, искусствоведа Николая Николаевича Пунина есть запись: «Вечер такой мягкий и петербургский, «ахматовский» – черты твоего нежного лица во всем городе, под всеми фонарями дышит на меня твое лицо… Люблю и не хочу без тебя, если б даже и мог».

В кабинете Николая Пунина, своего третьего мужа, Анна Андреевна не только жила, но и работала над статьями о Пушкине, собирала письма и воспоминания Николая Гумилева – своего первого мужа. Интенсивность духовной жизни «постоянное и сильное душевное напряжение» в то время сближали ее с Пуниным. Тогда она почти не писала стихов. Не было необходимой ей внутренней свободы. В 1938 г. 15 летний союз Ахматовой и Пунина распался.

Далее мы вошли в столовую, где экскурсовод предложила нам присесть вокруг покрытого белой льняной скатертью стола, под красным абажуром. Прежде здесь собирались все жильцы коммунальной квартиры и их гости. Здесь звучал патефон, играли в шахматы, ставили, запрещенную тогда Рождественскую ель. Но ставили между окон, так, чтобы ее нельзя было увидеть с улицы.

После разрыва с Пуниным Ахматова перешла жить в соседнюю комнату. Здесь поэтесса жила до отъезда в эвакуацию, т.е. до осени 1941 г. Жила замкнуто, окруженная заботой друга Владимира Георгиевича Гаршина. Сама она говорила об этом месте так: «Самое красивое в моей комнате – это клен за окном». Здесь же, после долгого молчания, вновь зазвучали ее стихи и она начала писать «Поэму без Героя», работу над которой продолжила в эвакуации. Позже Ахматова назовет себя «поэтом 1940 года».

В августе 1946 г. вышло правительственное постановление, направленное против Ахматовой и Зощенко. Мы смогли увидеть и прочесть его на одной из газет того времени, которыми обклеивали стены под обои.

Только в «хрущевскую оттепель» Ахматовой было разрешено печатать стихи. А в 1964 году в Италии ей была присвоена международная литературная премия «Этна Таормина», а в 1965-м, в Оксфорде – звание Доктора Honoris Causa.

Одна из интереснейших экспозиций Фонтанного дома находится в Белом зале. Она позволяет заглянуть в реальность поэзии Анны Ахматовой, в пространство ее текста. Зал условно делится на 7 инсталляций. Перед ними, за стеклом – вещи, рукописи, рисунки. На черном экране, в ответ на движение руки, появляются тексты – информативные, а так же ахматовские реплики, дневниковые записи. Таким образом, при «сталкивании» слов, фраз и предметов, появляется новый смысл, который подсказывает нам путь к осознанию поэзии одной из самых ярких и талантливых поэтесс Серебряного века – Анны Горенко, известной своим почитателям под именем Анны Андреевны Ахматовой.

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.