21 января по инициативе Главы МО Сенной округ Наталии Владимировны Астаховой жители посетили экскурсию в Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
Лестница, по которой вместе с экскурсоводом мы поднимались на 4 этаж – своего рода граница: рубеж между интерьерами самого дворца и ленинградской коммунальной квартиры 30-х годов прошлого века. Открыв дверь в квартиру № 44 мы сразу попали в типичную прихожую того времени: вешалка, саквояжи, стойка для зонтов, телефон на стене. В дореволюционные времена коридоры и кухня предназначались для слуг, а в советское время они стали местом обитания жильцов.
Анна Ахматова впервые пришла в эту квартиру 19 октября 1922 года. Об этом в дневнике хозяина квартиры, искусствоведа Николая Николаевича Пунина есть запись: «Вечер такой мягкий и петербургский, «ахматовский» – черты твоего нежного лица во всем городе, под всеми фонарями дышит на меня твое лицо… Люблю и не хочу без тебя, если б даже и мог».
В кабинете Николая Пунина, своего третьего мужа, Анна Андреевна не только жила, но и работала над статьями о Пушкине, собирала письма и воспоминания Николая Гумилева – своего первого мужа. Интенсивность духовной жизни «постоянное и сильное душевное напряжение» в то время сближали ее с Пуниным. Тогда она почти не писала стихов. Не было необходимой ей внутренней свободы. В 1938 г. 15 летний союз Ахматовой и Пунина распался.
Далее мы вошли в столовую, где экскурсовод предложила нам присесть вокруг покрытого белой льняной скатертью стола, под красным абажуром. Прежде здесь собирались все жильцы коммунальной квартиры и их гости. Здесь звучал патефон, играли в шахматы, ставили, запрещенную тогда Рождественскую ель. Но ставили между окон, так, чтобы ее нельзя было увидеть с улицы.
После разрыва с Пуниным Ахматова перешла жить в соседнюю комнату. Здесь поэтесса жила до отъезда в эвакуацию, т.е. до осени 1941 г. Жила замкнуто, окруженная заботой друга Владимира Георгиевича Гаршина. Сама она говорила об этом месте так: «Самое красивое в моей комнате – это клен за окном». Здесь же, после долгого молчания, вновь зазвучали ее стихи и она начала писать «Поэму без Героя», работу над которой продолжила в эвакуации. Позже Ахматова назовет себя «поэтом 1940 года».
В августе 1946 г. вышло правительственное постановление, направленное против Ахматовой и Зощенко. Мы смогли увидеть и прочесть его на одной из газет того времени, которыми обклеивали стены под обои.
Только в «хрущевскую оттепель» Ахматовой было разрешено печатать стихи. А в 1964 году в Италии ей была присвоена международная литературная премия «Этна Таормина», а в 1965-м, в Оксфорде – звание Доктора Honoris Causa.
Одна из интереснейших экспозиций Фонтанного дома находится в Белом зале. Она позволяет заглянуть в реальность поэзии Анны Ахматовой, в пространство ее текста. Зал условно делится на 7 инсталляций. Перед ними, за стеклом – вещи, рукописи, рисунки. На черном экране, в ответ на движение руки, появляются тексты – информативные, а так же ахматовские реплики, дневниковые записи. Таким образом, при «сталкивании» слов, фраз и предметов, появляется новый смысл, который подсказывает нам путь к осознанию поэзии одной из самых ярких и талантливых поэтесс Серебряного века – Анны Горенко, известной своим почитателям под именем Анны Андреевны Ахматовой.