8 февраля в Мариинском дворце состоялась научно-практическая конференция «20 лет местному самоуправлению в Санкт-Петербурге: становление и развитие»., приуроченная к юбилейной дате. 8 февраля 1998 года, ровно 20 лет назад, были сформированы советы в 79 муниципальных образованиях города. В мероприятии приняли участие представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов, Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко,  Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Серафимович Макаров, Главы муниципальных образований, депутаты муниципальных советов, Главы местных администраций, представители экспертного сообщества. 

В рамках конференции  был заслушан доклад кандидата политических наук Нины Владимировны Шубиной «Основные этапы становления системы местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге в историческом и региональном аспектах», а также состоялись панельные дискуссии на темы «Законодательное обеспечение деятельности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге: новые подходы и пути совершенствования», «Финансово-экономические основы деятельности местного самоуправления в Санкт-Петербурге: тенденции и вызовы современности», «Гражданское участие как залог стабильности местного самоуправления».состоялись панельные дискуссии на темы «Законодательное обеспечение деятельности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге: новые подходы и пути совершенствования», «Финансово-экономические основы деятельности местного самоуправления в Санкт-Петербурге: тенденции и вызовы современности», «Гражданское участие как залог стабильности местного самоуправления».

С докладом на тему «Финансово-экономические основы деятельности местного самоуправления в Санкт-Петербурге: тенденции и вызовы современности» выступила Глава МО Сенной округ, кандидат исторических наук Наталия Владимировна Астахова.

 

 ***

 Уважаемый Александр Дмитриевич!

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Уважаемый Вячеслав Серафимович!

Уважаемые участники конференции!

 

За 20 лет местное самоуправление в Петербурге прошло большой путь. Своей ежедневной кропотливой работой мы доказали, что сильная, самостоятельная местная власть – основа гражданского общества. Муниципалитеты стали площадкой, где воплощаются в жизнь инициативы жителей, а человек, его права и интересы всегда в фокусе внимания. 20 лет мы работаем вместе с жителями и для них. Сегодня нам есть чем гордиться. Благодаря нашим заботам стали уютными и комфортными дворы. К примеру, потребность города в детских и спортивных площадках, оснащенных современным оборудованием, составляет 5 тысяч объектов. Муниципальными образованиями уже обустроено 3,5 тысяч площадок, еще 500 будут обустроены в ближайшее время. При этом используются передовые технологии, обустраиваются покрытия из современных, ярких и безопасных материалов, постоянно ведется работа по ремонту и своевременной замене оборудования. Ни в одном городе России такого нет. Игровые и спортивные комплексы, качели и карусели, песочницы устанавливаются с учетом демографической ситуации, чтобы на площадке было интересно играть как совсем малышам, так и ребятам постарше. На  мощение и асфальтирование, обустройство детских и спортивных площадок, зон отдыха, озеленение, ремонт дорог в городах и поселках ежегодно тратится от 40 до 50% местных бюджетов. Только в 2016 году на создание комфорта, красоты и уюта во дворах было потрачено 47% всех бюджетных средств. Для сравнения, в 2002 году - 25%.

Весомый вклад вносят муниципалитеты в повышение качества жизни горожан.

Сделано много, но нельзя останавливаться на достигнутом. Новый импульс  развитию местного самоуправления в Петербурге может дать повышение финансовой обеспеченности муниципалитетов. Сейчас мы подробнее остановимся на финансовой составляющей деятельности органов местного самоуправления.

Если сравнивать доходы местных бюджетов в 2016 году и в 1998 году, мы увидим значительный рост доходов - в 41,6 раза. Но эти цифры не совсем точно отражают положение дел. В 1999 году доходы местных бюджетов 111 муниципалитетов  города составляли 1,1% от доходов консолидированного бюджета Санкт-Петербурга, в 2016 году – 2,4%. Положительная динамика очевидна, но хотелось бы, чтобы доходы местных бюджетов относительно консолидированного бюджета росли более быстрыми темпами. Это позволило бы перейти на качественно новый уровень развития системы местного самоуправления. За этот же период для муниципальных округов количество вопросов местного значения увеличилось с 24-х до 52-х. Если в органах исполнительной власти появляется новый Комитет со своими полномочиями, то на его деятельность обязательно выделяется финансирование из городского бюджета, формируется штат сотрудников. Надеемся, в ближайшем будущем, наделяя органы местного самоуправления новыми полномочиями, власти Санкт-Петербурга будут определять дополнительные источники доходов местных бюджетов для их эффективной реализации.

На первый взгляд, сегодня перечень источников доходов местных бюджетов выглядит весомо: Законом о бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год предусмотрено 4 налоговых источника доходов, 21 неналоговый источник и 7 видов безвозмездных поступлений, главные среди которых - дотации, субвенции, субсидии. Но среди четырех налоговых источников есть, к примеру, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в части погашения задолженности и по перерасчетам прошлых лет. Поступления по этому налогу в местные бюджеты стремятся к нулю и  составляют тысячные доли процента всех доходов.

Самая многочисленная категория - неналоговые доходы, но их доля  в общем объеме доходов крайне мала. В 2016 году неналоговые доходы составили 13% всех доходов местных бюджетов. Для оценки динамики поступлений отмечу, что в 2003 году неналоговые источники доходов давали в среднем по городу не более 10% доходов муниципалитетов. У муниципальных образований по-прежнему нет имущества, которое можно было бы использовать для получения сколь-нибудь значимых доходов.

Финансовую независимость муниципалитетов ярко отражает такой показатель, как число муниципальных образований, которым выделяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Сумма дотации рассчитывается по специальной методике, в основе которой лежат нормативы минимальной бюджетной обеспеченности. Еще в марте 2002 года на Съезде депутатов муниципальных образований городов и поселков Санкт-Петербурга отмечалась необходимость научного обоснования нормативов расходов муниципалитетов. Через 16 лет понятие «норматив минимальной бюджетной обеспеченности» все еще находится вне правового поля и расчет значений этих нормативов не имеет под собой научных обоснований. Надеемся, в ближайшие годы минимальные нормативы будут рассчитываться по научно-обоснованной, прозрачной, открытой методике, разработанной Комитетом финансов с учетом предложений муниципального сообщества.

В 2000 году дотации из городского бюджета получали 59 муниципальных образований, в 2001 году число дотационных муниципалитетов достигло максимума и составило 64 муниципальных образования. В последующие годы наблюдалось неуклонное снижение числа получателей дотаций. Только существенные изменения, связанные с налоговыми источниками доходов, приводили к росту числа муниципалитетов, нуждающихся в такой форме финансовой помощи. Например, в 2011 году, когда был изменен порядок уплаты налога на имущество физических лиц,  число получателей дотаций выросло до 45 муниципалитетов против 27 в 2010 году. Рост, но не такой значительный, до 27 дотационных муниципалитетов, мы видим и в 2017, когда налог на имущество физических лиц был исключен из перечня источников доходов местных бюджетов. В последние годы основные получатели дотаций – это поселки. Так, в 2018 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности будут предоставлены 22 муниципальным образованиям,  из которых 17 поселков, 3 города и 2 муниципальных округа. При этом, например, в поселке Левашово 83% доходной части формируется за счет дотации,  поселке Ушково – 82%, поселке Смолячково – 73%.

С одной стороны, 22 дотационных муниципалитета – не так много, в три раза меньше, чем в 2001 году, но и в этом вопросе есть нюансы. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности могут быть частично или полностью заменены дополнительным нормативом отчислений в местные бюджеты по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В этом году дополнительный дифференцированный норматив установлен для 70 муниципальных образований. То есть, 21 муниципалитет получит помощь и в виде дотаций, и в виде дополнительных отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. 49 – только в виде дополнительных отчислений по налогу и поселок Серово – только  в форме дотации. Таким образом, в 2018 году, после 20 лет развития системы местного самоуправления, 64% муниципальных образований нуждаются в финансовой поддержке городского бюджета.

Финансовая помощь, безусловно, необходимый элемент межбюджетных отношений, но она не может быть эффективным методом обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления. Устойчивость доходной базы местных бюджетов должна обеспечиваться налоговыми поступлениями. Но сегодня не используются даже имеющиеся возможности укрепить налоговую базу доходов муниципалитетов, и малейшие тенденции к росту доходов сводятся на нет, а то и оборачиваются снижением. До 2017 года налог на имущество физических лиц рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости имущества. С 2017 года уплата налога стала производиться исходя из кадастровой стоимости, а значит, суммы сборов по налогу должны были вырасти в несколько раз. Но именно с 2017 года этот налог перестал быть источником доходов местных бюджетов. Между тем, в 2016 году поступления по налогу на имущество физических лиц составили почти 20% от всех доходов местных бюджетов. Не успели муниципалитеты справиться с выпадением доходов из-за исключения налога на имущество физических лиц, как в 2017 году нас ждали новые изменения, на этот раз связанные с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Раньше при расчете дополнительных нормативов отчислений полученное значение округлялось до величины, кратной 10. Теперь эта норма исключена, несмотря на аргументированные возражения со стороны Совета муниципальных образований и муниципалитетов. Между тем, снижение объема доходов не позволяет в полной мере осуществлять полномочия по решению вопросов местного значения.

Парадоксально, но на настоящий момент самыми финансово благополучными могут считаться муниципальные образования, не получающие никакой помощи от городского бюджета. У них есть возможность относительно достоверно прогнозировать объем собственных доходов и, исходя из этого, планировать свою деятельность.

Финансовая обеспеченность является важной, но не главной составляющей эффективной работы. Проиллюстрируем это на примере муниципальных образований, не получавших поддержку городского бюджета.

Без учета расходов на исполнение отдельных государственных полномочий в 2016 году на 1 жителя Сенного округа приходилось 2 800 рублей расходов местного бюджета, а на  жителя соседнего  муниципального округа №78 – 4 350 рублей. В Дворцовом округе, расположенном, как и МО №78 в Центральном районе, на 1 жителя потратили 9 130 рублей. Город Колпино традиционно имеет среди внутригородских муниципальных образований самый большой в абсолютной величине объем расходов местного бюджета, но при этом на 1 жителя города в 2016 году пришлась 1 850 рублей бюджетных средств, а в расположенном неподалеку поселке Металлострой – 2 250 рублей.

Несмотря на все различия, в каждом муниципалитете на протяжении всех лет ведется системная работа по решению вопросов местного значения. Для оптимизации расходов мы ищем и находим новые форматы проведения мероприятия, изучаем и внедряем в свою деятельность лучшие практики, максимально используем свой внутренний потенциал. И нам удается работать все лучше и лучше. Это доказывает, что местное самоуправление в Санкт-Петербурге состоялось.

Сегодня в Санкт-Петербурге ведется активная работа по совершенствованию системы местного самоуправления. Мы видим положительные тенденции: как правило, законодательная и исполнительная власть прислушивается к мнению муниципального сообщества, к практикам, работающим на местах и знающих все нюансы. Главы муниципальных образований, представители Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга имеют возможность выступать на заседаниях Комитетов и Комиссий Законодательного Собрания, Межведомственных рабочих групп, вносить свои предложения по проектам нормативных правовых актов. Нет сомнений, такой открытый диалог и конструктивное сотрудничество приведут к дальнейшему совершенствованию системы местного самоуправления, в том числе и его финансово-экономической основы. Уверена, общими усилиями мы сумеем добиться решения важнейшей задачи, поставленной Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным: сделаем местное самоуправление в Санкт-Петербурге сильной, независимой, финансово состоятельной  властью.

Спасибо за внимание!

 

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Военная служба по контракту