Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения

 «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

Анри Барбюс

 Образование было и остается одним из приоритетных, стратегически важных направлений для государства. Глава МО Сенной округ, кандидат исторических наук Наталия Владимировна Астахова размышляет о состоянии сегодняшнего образования в России и о задачах, стоящих перед современной школой.

 – По роду своей деятельности я часто общаюсь с директорами школ, учителями, учащимися нашего района и в курсе их забот и чаяний. Школа – живой организм, меняющийся, растущий. И любая реформа – явление болезненное, неоднозначное. Однако жизнь не стоит на месте. «Все течет, все изменяется» и требует в связи с этим перестройки мышления в первую очередь у организаторов образовательного процесса, у непосредственных его участников - педагогов.

  Мы идем по дороге жизни, а педагог нас сопровождает. Куда приведет, там и окажемся. Слово «педагог» и переводится с греческого языка, как «ведущий». Так что по-прежнему на школе лежит великая ответственность за наше будущее. Мы все хотим, чтобы наше государство было сильным. А сила, как известно, в знании. Поэтому процесс передачи знаний учащимся должен быть качественным.

 – В чем, на Ваш взгляд, главные задачи современной школы?

– Во-первых, необходимо развивать в ребенке способность мыслить.

  Во-вторых, нужно дать школьнику необходимый объем современных знаний по дисциплинам, которые пригодятся для реализации его профильных способностей.

  Еще одна великая миссия школы - формирование жизненно важных морально-этических ценностных параметров. Это всеобщие, общечеловеческие духовные ценности, которыми во все времена считались истина, красота, добро и свобода. Другими словами, школа должна вырастить знающего, мыслящего, духовного и деятельного человека.

  Как это сделать? Начнем с того, что все дети у нас разные по своим интеллектуальным способностям, генетическим задаткам, психическим особенностям, темпераменту. Поэтому необходим дифференцированный подход к их обучению. Каждому нужно уделить внимание. Обязательно сделать так, чтобы отстающий ученик не разочаровался бы в себе, ребенок средней успеваемости стремился бы к совершенству, а сильный ученик не зазнавался. Задания должны быть по силам каждому. В этом и заключается педагогическая эвристика, новаторский подход к современному образованию. Я сама, когда преподавала историю, именно так и поступала. Во время контрольных работ все в классе справлялись с заданиями и предмет мой любили.

 – Какова роль ЕГЭ в образовательном процессе? Почему до сих пор не утихают споры между сторонниками и противниками проведения экзаменов в этой форме?

– Нововведения всегда встречают сопротивление. У любого, даже самого благого дела найдутся противники. И тут у каждого свой резон. Многие просто привыкли работать по старинке, и им сложно перестраиваться.

  У ЕГЭ есть два плюса. Во-первых, минимизируется стресс для самих учащихся: успешная сдача экзамена в школе дает возможность автоматически поступить в желанный вуз. Во-вторых, исключается коррупционная составляющая при поступлении в высшее учебное заведение.

  На мой взгляд, введение ЕГЭ дает совершенно очевидную, независимую, объективную экспертную оценку уровню получаемых детьми знаний. Сразу становится явным, что одна школа более состоятельна как образовательное учреждение, чем другая. А еще исключается выражение субъективного отношения к ученикам, позволявшее раньше завышать «любимчикам» оценку.

  Еще один весомый аргумент. Мы живем в век информационного перегрева, информационной атаки. Многие специалисты не перестают указывать на то, что умственные перегрузки крайне пагубно сказываются на психике ребенка. Как следствие, в дальнейшем у него развиваются различные патологии внутренних органов и систем организма. А вот когда огромный по объему материал той или иной дисциплины сжат, систематизирован, упакован в таблицу, ребенку легче его запомнить и затем при необходимости использовать. И никакого ущерба здоровью!

  Другое дело, что контрольно-измерительные материалы ЕГЭ могут совершенствоваться. Кроме того, нужно искать новые способы проведения экзамена, которые не позволят нечистоплотным «изобретателям» находить лазейки в общих правилах.

– Реформирование в наши дни коснулось не только школ и вузов. Грядут изменения в структуре Российской академии наук. Как Вы относитесь к этому?

– Реформа такого сложного организма, как Академия наук, требует серьезнейшей проработки. Как бы в спешке не наломать дров! Но то, что сегодня количество компилированных работ в научной среде достигло критической массы, просто возмущает, поскольку дискредитирует отечественную науку.

  На мой взгляд, целесообразно было бы сохранить юридическую и финансовую самостоятельность объединяемых структур, но и возложить на них адекватную ответственность.

  И еще. У нас почему-то исторически так сложилось, что истинный ученый – это человек скромных личных запросов. В моей жизни были и есть друзья, люди науки, в быту весьма непритязательные, настоящие подвижники, одержимые работой. Понятно, что такого самоотречения невозможно требовать ото всех. Но само звание ученого уже является подтверждением его таланта и повышенной работоспособности. И, безусловно, самоотверженный труд этих людей на пользу родного государства должен достойно вознаграждаться, в том числе материально.

 – Образование сегодня – не только процесс усвоения современных знаний и технологий, но и воспитание мыслящей, активной личности. А личность, как известно, может сформировать только личность. По-вашему, роль учителя в российской школе по-прежнему велика?

– Мне самой в жизни очень везло на педагогов. Судьба в разные годы дарила общение с замечательными наставниками, учителями с большой буквы. Всех я вспоминаю с огромной благодарностью, уважением и нежностью. Со многими я поддерживала и поддерживаю теплые дружеские отношения и теперь. Среди них Нина Константиновна Пьянова – учитель музыки в средней школе, Людмила Алексеевна Войшвилло - педагог в музыкальном училище, Георгий Львович Курбатов - профессор ЛГУ, доктор  исторических наук, профессор Галина Евгеньевна Лебедева - научный руководитель моей диссертационной работы… Эти прекрасные люди учили меня мыслить, анализировать и руководствоваться во всех начинаниях только нравственными категориями.

  Я уверена, что у каждого должен быть такой учитель, чей пример ответственного отношения к труду, к жизни, масштаб личного обаяния и профессионализм станут образцом для подражания. Ведь именно личность педагога способна оказать на растущего человека то впечатление, что даст старт всем его будущим достижениям.

 – Как выполняются  задачи школьного образования детскими учебными заведениями Сенного округа?

– На территории нашего округа работают пять школ. Среди них - старейшая в России Вторая Санкт-Петербургская гимназия, основанная в по указу Императора . А еще 229-я, 241-я, 243-я и 256-я средние школы. Абсолютно разные, по-своему уникальные образовательные учреждения с собственными традициями, подходами к обучению, акцентами в воспитательном процессе. И каждой есть чем гордиться.

  Наш муниципальный совет уже реализовал множество проектов по самым разным направлениям с участием учебных заведений округа. Упомяну здесь интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?», проект «Имя России. Символ школы. Символ Сенного округа» в Год российской истории, экологические проекты, в том числе молодежный «Экологический патруль». И отдельно отмечу приуроченный к Всероссийскому году учителя проект «На перекрестке мнений: кто кого учит…». На этих неформальных встречах открыто обсуждались крайне острые проблемы. Тут важно, что школьные учителя не побоялись выйти на открытый разговор со своими учениками. А старшеклассники оказались способны нестандартно рассуждать, умело отстаивать свое мнение. Говорили об идеальном учителе, идеальном ученике, идеальной школе. Живой, неотрепетированный диспут получился результативным для каждой из сторон.

  Мы услышали зрелые, осмысленные ответы старшеклассников на непростые вопросы. Что такое школа: конвейер или мастерская? Кто кого учит – учитель ученика или наоборот? Для участия в проекте никто не отбирал самых продвинутых ребят. Но если от них зависит будущее страны, то это будущее достойное!

  Сегодняшние дети не похожи друг на друга. Они живут в разных условиях, воспитаны семьями в разных культурных традициях, имеют далеко не равные стартовые возможности.  Жизнь - она ведь не черно-белая, в ней множество ярких цветов и тонких оттенков. Но я постоянно общаюсь с педагогами и их подопечными и знаю: российская школа живет, растёт и развивается. В ее сложном механизме сплелись воедино душевные драмы и учебные планы, методики и откровения, любовь и зубрежка. Здесь готовят тысячи выпускников и каждого в отдельности. А лучшие учителя успешно продолжают профессиональные традиции своих предшественников и по-прежнему стремятся воспитывать всесторонне развитых, гармоничных личностей.

Граница муниципального образования проходит:

от Гороховой улицы по оси реки Фонтанки до Крюкова канала,
далее по оси Крюкова канала до Садовой улицы,
далее по оси Садовой улицы до Вознесенского проспекта,
далее по оси Вознесенского проспекта до канала Грибоедова,
далее по оси канала Грибоедова до Фонарного переулка,
далее по оси Фонарного переулка до Казанской улицы,
далее по оси Казанской улицы до переулка Антоненко,
далее по оси переулка Антоненко до реки Мойки,
далее по оси реки Мойки до Гороховой улицы,
далее по оси Гороховой улицы до оси реки Фонтанки.