Местному самоуправлению – 15 лет!
– Наталия Владимировна, в 2013 году отмечается 15-летие местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Вы являетесь местным депутатом уже 13 лет и 6 лет – Главой муниципального образования. Таким образом, становление и развитие МСУ происходило фактически на Ваших глазах и c Вашим участием. Расскажите о том, какой путь прошло местное самоуправление за эти годы.
– Прежде всего, я хочу подчеркнуть: день местного самоуправления – общероссийский праздник, установленный указом Президента РФ, а не праздник Санкт-Петербурга или тем более Сенного округа. Установление этой праздничной даты – официальное признание со стороны властей важности института местного самоуправления.
В Санкт-Петербурге как в городе федерального значения система местного самоуправления изначально отличалась от остальной России. Территориальная модель не претерпела изменений за прошедшие 15 лет. Как и в 1998 году, сейчас в Петербурге 111 муниципальных образований трех типов: 81 внутригородской муниципальный округ, среди них – Сенной округ, 9 городов и 21 поселок. Муниципальные образования сильно отличаются по количеству населения, площади, инфраструктуре. Если в Сенном округе численность населения не превышает и 25 тысяч человек, то в муниципальных округах, расположенных в спальных районах, численность населения достигает и 100 тысяч. Количество вопросов местного значения увеличилось за прошедшие годы, но самыми значимыми по-прежнему остаются благоустройство внутридворовых территорий, военно-патриотическое воспитание, опека и попечительство, организация досуга жителей, проведение праздничных и зрелищных мероприятий. Как видите, эти вопросы затрагивают интересы всех возрастных групп населения. В 2000 году мы пришли в совет командой. Вначале работать было непросто: жители не понимали, что это за орган власти – Муниципальный совет. Но мы были энергичными, думающими, умеющими и желающими работать во благо людей. К тому времени у меня, например, имелся значительный опыт в реализации гражданских инициатив, недаром я много лет была активным участником общественных движений. И как историк сразу поняла, какую возможность дает местное самоуправление в развитии демократии, построении гражданского общества.
– В своих выступлениях Вы постоянно говорите о небольших объемах местного бюджета, о незначительных полномочиях. Тем временем в СМИ все чаще звучат заявления, что местные бюджеты не такие уж и маленькие.
– В мире все относительно. Если смотреть по абсолютным цифрам доходов бюджета, то кажется, что действительно много, в некоторых муниципалитетах доходы местных бюджетов превышают 100 млн рублей. А если начать считать и сравнивать – картина совсем иная. За 15 лет совокупный объем собственных доходов местных бюджетов всех 111 муниципальных образований не превысил 2% доходов бюджета Санкт-Петербурга, в среднем составляя около 1,4–1,5%. Да и на расходы посмотрите. Чтобы комплексно благоустроить один двор – замостить плиткой, озеленить, обустроить зоны отдыха, – требуются значительные средства. А ведь у нас есть еще и другие вопросы местного значения.
По поводу полномочий… Такие важные сферы жизнедеятельности, как жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита населения, образование и здравоохранение, не являются вопросами местного значения в Санкт-Петербурге. Когда мы в 2000 году только избрались, жители быстро оценили нашу близость и доступность и стали обращаться к нам за помощью по всем вопросам, вне зависимости от наших полномочий. Мы понимали, что если начнем объяснять обратившимся к нам за помощью, что тот или иной вопрос не входит в наши полномочия, направлять их с проблемами в другие инстанции, то очень скоро нас спросят: «А вы тогда зачем нужны?» Нас избирали жители, чтобы мы отстаивали их права и защищали их интересы. Для этого мы выстроили четкую и эффективно работающую систему депутатских запросов, которая актуальна и сегодня. Вместе с депутатами запросы готовят квалифицированные юристы. Сначала запрос направляется в первую инстанцию, отвечающую за решение конкретного вопроса. Если проблема не решается или мы получаем отписки, пишем в вышестоящие органы и строго контролируем исполнение запросов. В первые годы нам приходилось часто отправлять повторные запросы, адресовать письма в городские комитеты, прокуратуру, но со временем ситуация изменилась. Сейчас большая часть вопросов решается той организацией, в которую первоначально направлен депутатский запрос. Заметна еще одна тенденция – снижается общее количество запросов. Это, в частности, связано с тем, что многие неотложные проблемы были решены в предыдущие годы благодаря планомерной системной работе.
– По Конституции РФ органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти. Как этот принцип реализуется в Санкт-Петербурге? Ведь у нас зачастую вопросы местного значения пересекаются с полномочиями государственных органов. Тем же благоустройством или проведением культурно-массовых мероприятий занимаются и соответствующие комитеты, и отделы районных администраций.
– Нам важен результат. И жителям, кстати, тоже. Ведь по большому счету гражданину все равно, кто заасфальтирует его двор или пригласит на концерт. Сотрудничество с органами государственной власти приводит к положительному результату.
В начале 2000-х дворы округа были в неприглядном состоянии – асфальт в ямах, двери в подъезды нараспашку, детское оборудование сломано, о зелени и речи не шло, под ногами – мусор. Когда мы посчитали, сколько нужно денег, чтобы привести все дворы в относительный порядок, и сравнили полученную сумму с доходами местного бюджета, получилось, что нам потребуется около 100 лет, причем если не тратить бюджетные средства на другие нужды. Но мы не привыкли отчаиваться и жаловаться, мы привыкли делать. И опираясь на системный комплексный подход к работе, использовали любую возможность, чтобы благоустроить дворы. Сначала установили двери и ворота, оборудовали их домофонами, переговорными устройствами с привлечением средств жителей. В результате снизилось количество правонарушений, меньше стало актов вандализма, а значит, появилась возможность для дальнейшего благоустройства, которое не будет разрушено через месяц-два. Чтобы как можно больше дворов приобрело ухоженный вид, мы добивались включения наших адресов в программы ремонта и благоустройства. Чтобы дворы стали чище, активно участвовали в санитарных рейдах: депутат Муниципального совета по жалобам жителей выходил в адреса вместе с представителями коммунальных, санитарно-эпидемиологических служб, участковым милиции. По результатам каждого обследования составлялись акты: где требовалось, мы просили установить больше контейнеров для сбора мусора, штрафовали нерадивых арендаторов. И округ стал преображаться. Теперь можно не просто приводить дворы в опрятное состояние, а придавать им истинно петербургский вид. Третий год мы выполняем данное жителям обещание – проводим мощение дворов тротуарной плиткой.
– Что самое сложное в Вашей работе?
– Активизировать людей. У нас очень много интересных программ, но чтобы сходить в театр, цирк, съездить на экскурсию, человек должен сам проявить желание, инициативу.
Помните известную фразу Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир». Уверена – доброта спасет. Сегодня негативная информация буквально захлестывает нас, многие живут в атмосфере недоверия, с изрядным пессимизмом смотря в завтрашний день, и сами ожесточаются. А мы стремимся нести людям добро, дарить радость им, их детям и внукам, хотим показать, как прекрасен, удивителен, разнообразен мир вокруг. Многие жители подружились благодаря нашим мероприятиям. Когда мы начинали такие проекты, как «День именинника», автобусные экскурсии, найти участников было сложно. Зато теперь, когда восторженные отзывы о наших мероприятиях распространились не только по округу, но и по городу, отыскать желающих не составляет особого труда.
Однако на дискуссионные круглые столы по-прежнему нелегко зазвать людей. Например, в мартовском выпуске газеты «Сенной округ», обсуждая в рубрике «С Главой о главном» проблему расселения коммунальных квартир, мы попросили читателей рассказать о собственном опыте, о проблемах, с которыми они столкнулись. Для нас важно обобщить этот опыт, ведь Муниципальный совет может донести информацию от жителей до депутатов Законодательного Собрания, до представителей органов исполнительной власти. Но за два месяца, прошедших с момента публикации, откликнулось всего несколько человек. Хотя на приемы многие приходили с вопросом, как расселить коммунальную квартиру. Пожаловаться между делом, покритиковать – всегда просто, а поделиться собственным опытом, внести конкретные предложения – на это немногие способны.
– Наталия Владимировна, 15 лет – небольшой срок по историческим меркам. Но органами местного самоуправления сделано уже немало. Что Вы пожелаете жителям, а может быть, и коллегам в эту праздничную дату?
– 15 лет местного самоуправления – праздник умных, деятельных неравнодушных жителей, творивших все эти годы вместе с нами. Самая главная оценка результатов нашей деятельности – мнение жителей. И когда мы видим, что для многих мы стали почти родными, к нам идут не только с проблемами, но и с хорошими новостями, с нами с удовольствием делятся успехами – мы понимаем, что все эти годы двигались в правильном направлении, расставляли верные приоритеты. И я надеюсь, что к следующему юбилею таких активных граждан в Сенном округе станет еще больше! Желаю всем проявлять инициативу, не оставаться равнодушными к происходящему рядом – и тогда общими усилиями мы изменим жизнь к лучшему.